Наш политический обозреватель Владимир Ворсобин попытался разгадать загадку: как в одном из самых бедных регионов мог появиться самый богатый в стране футбольный клуб.
Вот такими тревожно-унылыми впечатлениями от первых двух часов в Дагестане забита вся федеральная пресса. Но, похоже, их надо просто перетерпеть… И скоро обязательно заметишь, что прелестных красоток в мини-юбках здесь значительно больше, чем «чупа-чупсов». Запрещенное пиво в священный месяц Рамадан вам продадут (если попросите) из-под прилавка. И если с улыбкой задать вопрос, как пройти к проспекту Имама Шамиля (того самого древнего сепаратиста) или проспекту имени его исторического антипода Петра Первого, в мрачном «джигите-ваххабите» вдруг обнаружится вполне себе доброжелательный к русскому гостю абориген…
Скажу сразу и честно. Разумеется, я с подозрением всматривался в Махачкалу. С одной стороны, в мозг настойчиво стучался Владимир Путин: «Как только какая-то страна начинает отторгать от себя проблемные территории — это начало конца всей страны». С другой, то ли из тьмы народной, то ли из мути подсознательного слышалось: эй, а Дагестан правда еще территория России?!
Махачкала предлагала парадоксальный ответ: «Дагестан — территория «Анжи» («Анжи» — футбольный клуб. — Ред.). Гигантские плакаты с этим лозунгом развешаны по всей республике. Поразительно! Если немного разбираться в футболе, то, глядя на ЭТО, хочется ущипнуть себя, вскрикнуть. А толку? Все равно проснешься в сказке. На фоне старенького 16-тысячного махачкалинского стадиона, на фоне города с вонючей, круглогодично горящей свалкой позируют мировые звезды футбола Это’О, Роберто Карлос, Юрий Жирков, Буссуфа. С чем бы это сравнить… Билл Гейтс, нанятый для починки домашних компьютеров в Урюпинске? Или Шумахер — водитель на тюменской свадьбе? Нет, тут парадоксальнее.
Команда из дотационного, а по выкладкам Минфина чуть ли не нищего Дагестана, например, не просто купила у итальянского «Интера» за 30 миллионов долларов того же Это’О. Она сделала его одним из самых высокооплачиваемых игроков мира, положив камерунцу зарплату больше полутора миллионов долларов… в месяц. Чуть меньше получают «дагестанский футболист» Роберто Карлос и Юрий Жирков. 25 миллионов долларов «Анжи» предлагает за одного из лучших защитников мира Видича. Думаю, скоро не выдержит Аршавин и вместе с волшебником из «Барселоны» Месси приедет в Махачкалу, своим обреченным видом доказывая пошлый закон рынка — все можно купить.
Как шутят нынче в Москве — Стив Джобс уходит из «Эпл». Куда? Конечно, в «Анжи»…
— Вы просто завидуете, — сквозь грохот барабанов и лезгинку переполненного махачкалинского стадиона кричал мне врач дубля команды. — Не республика же платит, а Керимов. Посмотрите вокруг — видите, как радуются люди. Керимов принес в Дагестан праздник!
|
Неосвистанный гимн
В этот момент я был в эпицентре кавказского счастья. Только что «Анжи» обыграл московское «Динамо». Яростно, широко, самозабвенно. Полчаса назад здесь был ад: бурлящее море болельщиков омывало стальную клетку с десятком фанатов из Москвы — ее прикрыли сеткой даже сверху (на случай, если туда полетят камни). В перерыве выломали дверь в судейскую. Затем драка тренеров — скамейка на скамейку… Но Дагестан выиграл 2:1, и республика была удовлетворена.
На улице ликование — радостные лица, радостные автомобильные пробки, радостные автоматные очереди… Даже «лесные» (так здесь называют террористов) приняли участие в этом бардаке, под шумок взорвав на окраине очередной магазин с алкоголем (что возбужденный и, честно говоря, притерпевшийся к терактам город почти не заметил).
Мы шли со стадиона, и — черт возьми — неуловимое и одновременно хорошо знакомое НЕЧТО мешало разделить всеобщую радость… Может, прав тот врач — банальная «москальская» зависть? Тогда глупо. Абрамович пускает миллионы на футбольный ветер в Лондоне, а патриот Керимов пусть шикует, но на российской земле…
Тут фоторепортер «КП» Анатолий Жданов, внимательно рассматривая изредка постреливающую махачкалинскую темноту, не выдержал.
— На российской?.. — переспросил он с сомнением.
— А помнишь, как на стадионе играли государственный гимн?
— Соло на трубе.
— Соло в тишине! Даже если бы один дагестанец захотел освистать Россию, мы бы услышали.
И лишь на следующее утро поняли, что в Махачкале нас по-настоящему раздражает.
Как тонко заметил злой неумытый Жданов: «Ладно, пусть на бедной, но гордой территории «Анжи» есть свое персональное Это’О, но почему, б…, здесь грязно и нет горячей воды?!» Бесил контраст — здесь так не хватает самого необходимого и одновременно столько безумных излишеств, что я на месте тренера Гаджи Гаджиева, наверное, тоже попытался бы сломать дверь в судейскую.
Как признался один из местных болельщиков, при каждом проигрыше «Анжи» народ очухивается от футбольного гипноза и начинает ворчать: лучше бы олигарх Керимов построил больницу, школу, завод…
— А почему не строит? — наивно распахиваешь ты глаза, прекрасно понимая, что тот же самый вопрос можно задать всему российскому бизнесу…
|
Шикарная жизнь бедной провинции
Да, в этом смысле Дагестан — самая настоящая Россия. Только здесь все как-то бесстыдно. На виду. Причем так на виду, что среднерусская стыдливая традиция грешить с оглядкой здесь даже не бессмысленна, а скорее недостойна настоящего мужчины. Тут, например, замечаешь безумное количество роскошных иномарок странного вида. Они приземлены так, что между дорогой и пятой точкой водителя остаются считанные сантиметры. Такое издевательство над машиной дагестанцы подсмотрели у американских гонщиков-стритрейсеров и решили, что это круто. Не беда, что проехать на таком чуде стоимостью в добрый миллион рублей можно лишь по нескольким улицам дагестанской столицы. Но мода требует жертв, и каждый уважающий себя сын высокопоставленного чиновника должен иметь такую машину. Не для баловства — для статуса.
Уважаемые люди в возрасте здесь покупают машины посолиднее. Особенно в ходу «Лексус» и «Лендкрузер». Из-за бешеного спроса на бронированные модификации за 15 миллионов рублей в автосалонах очередь на три месяца вперед.
Махачкала вообще оставляет впечатление зажиточного купеческого города, с мириадами лавочек, магазинчиков… И, конечно же, радует вид величественных особняков. Такого количества многоэтажных вилл, принадлежащих семьям бывших чиновников, я, честно говоря, не видел даже на Рублевке (особенно впечатляют виллы бывшего и нынешнего президентов — каждая из них занимает целый квартал улицы, которую местные называют «золотой»). И надо отдать должное — судя по изящной архитектуре, у местных миллиардеров хороший вкус…
Продолжение читайте в следующем номере.
http://kp.ru
02.09.2011