Экс-командир группы «Альфа» Михаил Головатов, участвовавший в штурме вильнюсского телецентра, рассказал Die Presse о событиях 13 января 1991 года, своем краткосрочном аресте этим летом в Австрии и дальнейших намерениях.
Инициативу Литвы, по запросу которой он 14 июля был взят под стражу в венском аэропорту Швехат, Головатов считает «политическим [по своей природе] и безответственным шагом». К действиям австрийских органов исполнительной власти у него претензий нет — они «вели себя абсолютно корректно». Свой арест он считает «просто недоразумением».
После задержания над Головатовым провели ряд манипуляций для опознания личности, в том числе сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. На вопрос корреспондента, является ли такая процедура обычной, полковник запаса КГБ ответил: «Я сам не знаю. Хочешь проверить? Могу устроить, чтобы тебя арестовали в Шереметьево».
На следующий день адвокат Габриэль Ланский, нанятый, по мнению Головатова, российским посольством, прочитал распоряжение о взятии под стражу и сказал: «Ни одно государство ЕС на основании этого ордера на арест не станет выполнять требования литовской стороны». Он также заверил подопечного, что тот находится в «выигрышном положении».
Собеседник австрийской газеты не смог пояснить, почему из интервью, которое он дал по горячим следам российскому информационному агентству РИА «Новости», исчезли его слова о том, что российский посол находится в постоянном контакте с генеральным прокурором, заместителем министра иностранных дел и дежурным МВД Австрии (это предложение оказалось, «очевидно, чересчур щепетильным», — полагает корреспондент).
Головатов исключил возможность того, что Россия в связи с его делом оказывала какое бы то ни было давление на Австрию. Он также напомнил, что инкриминируемые ему события имели место в 1991 году, а закон, на основании которого его задержали, принят в 2003 году. «Я тогда был в Литве всего четыре дня. Как я мог совершить то, в чем меня обвиняют?» — восклицает Головатов. Пыток, убийств и причинения увечий с его стороны «не было и быть не могло. Я выполнял поставленную передо мной задачу».
Убитые и раненые среди людей, окруживших телебашню, были: «по ним стреляли из близлежащих зданий. С крыш и балконов. Кто стрелял? Я, во всяком случае, своих людей туда не ставил», — утверждает Головатов. По его словам, боевых патронов бойцы «Альфы» с собой на это задание не брали. Описав механизм принятия решений о подобных операциях в СССР, собеседник Die Presse заключил: «Не может такого быть, чтобы Горбачев об этом ничего не знал». На уточняющий вопрос: «Следует ли понимать, что он отдал приказ?» — Головатов ответил: «Он его не отменил. Данный вопрос был ему доложен и согласован». Сам командир группы «Альфа» получил команду «освободить телецентр и телебашню» от председателя КГБ.
Головатов признал, что выданный Литвой ордер «очень» мешает его бизнесу, и заявил о намерении добиваться снятия всех ограничений («Думаешь, я буду сидеть и ждать?» — сказал он интервьюеру). В настоящее время, по его словам, готовятся необходимые документы. Головатов готов действовать как через власти других стран ЕС, так и через суд по правам человека. Контактировать напрямую с Литвой он не собирается. Подать иск в Страсбург он намерен уже в этом году.