Один из обнародованных сайтом Wikileaks документов касается положения верующих-мусульман в поселках Апшеронского полуострова Азербайджана. В частности, бывший посол США в Азербайджане Энн Дерс 17 августа 2008 года подготовила и направила в Вашингтон свой отчет о настроениях в этих населенных пунктах. Об этом сообщает информационное агентство «Туран».
Консервативные, небольшие островные общины с сильным скептицизмом по отношению к «Управлению мусульман Кавказа», контролируемого властями Азербайджана — такими словами характеризует Дерс апшеронские села недалеко от Баку.
Шиитские коммуны, как и большинство в Азербайджане, концентрируются вокруг местных святынь. Местные религиозные лидеры, обучавшиеся несколько лет в Куме, выглядят более образованными, нежели многие религиозные деятели, назначаемые властями Азербайджана. В этих поселках сильно иранское влияние. В то же время, многие верующие считают важным посещать не только мечети, но и святые места — пиры. Одним из самых популярных и уважаемых пиров является мавзолей Мир Мовсум Ага в поселке Шувалян. Другим известным святым местом является Али айагы в поселке Бузовна.
Описывая свои беседы с религиозными лидерами, Дерс отмечает, что все они говорят о растущей роли и влиянии ислама и усилении позиции верующих в Азербайджане. Многие из них верят, что в ходе президентских выборов 2008 года позиции исламистов усилятся, отмечает посол. Один из религиозных лидеров поселка Забрат сказал, что власти Азербайджана искусственно раздувают конфликты между верующими и властями, чтобы не допустить усиления влияния ислама. Классическим примером такой политики он назвал происходящее в поселке Нардаран.
Традиции и влияние шиитов в этом поселке значительно сильнее остальных и власти Азербайджана долгие годы не могут найти ключ к решению проблемы Нардарана, которая остается для них головной болью. В своем комментарии посол отмечает, что иранское влияние в этих поселках вокруг Баку внешне ощущается мало, однако это влияние существует, и оно скорее выражается в наличии невидимой или подпольной религиозной сети.
В следующей телеграмме на эту же тему, датируемой 24 августа, посол дает оценку Управлению мусульман Кавказа и ее лидеру. Отчет начинается с нелицеприятной оценки этой структуры, как созданной правительством Азербайджана для контроля над исламом. Обучение и размещение по должностям имамов со стороны УМК — подход, являющийся наследием царизма и советской эры, отмечает посол США. Что касается главы УМК — шейха Аллахшукюра Пашазаде, то верующие Азербайджана его мало поддерживают, считая его самого и окружающих его лиц малообразованными и коррумпированными.
Шейх культивирует свой образ, как защитника азербайджанских традиций, создателя атмосферу терпимости. Также он поддерживает хорошие отношения с лидерами других конфессий. Однако, его «бизнес деятельность», например сбор денег с организации хаджа, сбор пожертвований, организация похорон и пр. сильно снижают его авторитет среди мусульман. Подобная ситуация создает религиозный вакуум и открывает путь для альтернативных религиозных сил, которые могут создать проблемы властям Азербайджана в последующие годы.
Сам Пашазде — этнический талыш, получивший образование за рубежом и совсем молодым человеком возглавил «Управление мусульман Кавказа». Злые языки утверждают, что он был полковником КГБ. Близость к властям Азербайджана главная причина политического долголетия Пашазаде. Однако есть мнение, что он платит долю со своего бизнеса в президентскую администрацию.
В своем комментарии Энн Дерс пишет, что подобная ситуация отталкивает молодых верующих Азербайджана от Управления мусульман Кавказа, что может привести к усилению радикализма. Демонополизация политики и экономики может оказать благотворное влияние и на религиозную ситуацию в Азербайджане, отмечает посол США в своем докладе.
09/09/2011
Panorama.am