Борис Березовский призывает Дэвида Кэмерона в беседе с Путиным поднять вопрос о нарушении прав человека, особенно в отношении бизнесменов.
Ссыльный российский олигарх Борис Березовский предупредил Дэвида Кэмерона о том, что его решение встретиться с Владимиром Путиным является «исторической ошибкой», которая приведет к еще большему кровопролитию внутри страны.
Русские диссиденты и эмигранты призывают премьер-министра в его беседе с руководством страны поднять вопрос о катастрофических нарушениях прав человека в России. Кэмерон в окружении более двадцати британских бизнесменов должен провести переговоры в понедельник, поскольку обе страны стараются возобновить отношения, которые оказались практически заморожены после убийства критика кремлевского правительства Александра Литвиненко.
«Чем дольше вы беседуете с криминальным главой государства, тем больше людей пострадают в конце концов – это будет происходить до тех пор, пока этих каннибалов не вычеркнут из истории», — сказал Березовский в телефонном интервью из Лондона.
Кэмерон должен провести переговоры с Путиным в понедельник, и это будет первая встреча глав правительств с середины 2007 года, когда Тони Блэр встречался с влиятельным российским лидером.
Отношения России и Британии резко ухудшились после того, как Литвиненко был отравлен полонием в Лондоне, в 2006 году. Россия до сих пор отказывается выдать Британии главного подозреваемого в убийстве, бывшего агента КГБ Андрея Лугового, который получил неприкосновенность в России в связи с избранием его на должность члена парламента непосредственно после убийства.
«Кэмерон не первый политик, перед которым стоит подобный выбор – говорить или не говорить с криминальным лидером страны», — сказал Березовский. «Это то же самое как, когда Запад решился на переговоры с Каддафи, — отметил он. — История всякий раз дает один и тот же ответ – это ошибка».
Желание Путина встретиться с Кэмероном наводит на мысли о том, что он надеется восстановить репутацию страны в мире перед президентскими выборами в марте следующего года. Путин еще не объявил, станет ли он в них участвовать или нет, однако если станет, он, несомненно, в них победит. Кэмерон также должен будет провести переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым.
Враждебность между Москвой и Лондоном продолжала нарастать после скандала с убийством Литвиненко, когда российские власти закрыли отделения Британского совета в стране, а прокремлевская молодежная группа «Наши» подвергла нападкам бывшего посла Великобритании Тони Брентона.
Русские диссиденты призывают премьер-министра не смягчать тон обсуждения вопросов о правах человека в угоду установления деловых связей. Среди тех, кто сопровождает Кэмерона, будет Роберт Дадли, глава нефтяной компании ВР, который был вынужден покинуть страну в 2008 году в разгар борьбы акционеров в российском подразделении компании ТНК-ВР. Ранее в сентябре, в условиях нарастающего напряжения, на московские отделения компании были совершены налеты полиции в масках.
«Все те, кто инвестируют в России, должны знать, что они могут не вернуть свои деньги»,- заявил Евгений Чичваркин, российский мультимиллионер, который бежал в Лондон в декабре 2008 после уголовных обвинений, которые, по его словам, были сфабрикованы с целью отобрать его компанию, «Евросеть», бывшую самым успешным продавцом сотовых телефонов на российском рынке. Чичваркин сообщил, что он все еще боится возвращаться в Россию, а также намекнул на то, что смерть его матери сразу после его отъезда весьма подозрительна.
Людмила Алексеева, 84-летний член сообщества русских диссидентов, отметила, что за последние три года значительно выросло количество жалоб о нарушении прав человека от российских бизнесменов. «Самая большая группа риска сейчас в России – это бизнесмены, не дети, не этнические меньшинства, а именно бизнесмены»,- заявила она. По ее словам, арест Михаила Ходорковского, когда-то самого богатого человека в России, позволил государственной нефтяной компании «Роснефть» выкупить активы его компании по очень низкой цене. И сейчас подобное продолжается на всех уровнях экономики.
Алексеева и другие утверждают, что Кэмерон должен поднять вопрос об убийстве в тюрьме Сергея Магнитского, юриста, представлявшего интересы Hermitage Capital, инвестиционного фонда, управляемого гражданином Соединенного Королевства Уильямом Браудером.
Браудер пошел еще дальше. «Неважно, что они обсуждают за закрытыми дверями. Меня волнует то, что Кэмерон говорит публично и какую политику он проводит в Великобритании,- заявил он. — Он должен объявить публично о запрете на выдачу виз и замораживании активов тех россиян, которые повинны в грубом нарушении прав человека, как, например, убийство Сергея Магнитского. Все коррумпированные официальные лица в России испугаются, узнав, что в одну из стран, куда они охотно вкладывают свой капитал, где их дети учатся в школе, где живут их семьи, в будущем будет запрещен въезд всем коррумпированным чиновникам».
Браудеру, который сделал карьеру, выступая в роли защитника прав миноритарных акционеров в российских государственных компаниях, запрещен въезд в Россию с 2006 года, поскольку считается, что он угрожает национальной безопасности.
«Я, гражданин Британии, был крупнейшим иностранным портфельным инвестором», — сказал он. — Они выкинули меня из страны, конфисковали мои компании, пытали и убили моего адвоката. И теперь Дэвиду Кэмерону идти и убеждать других британских бизнесменов подвергать себя такому риску просто нелепо».
(«The Guardian«, Великобритания)
12/09/2011