Истинная причина, по которой Кремль пожертвовал партией «Правое дело», состояла в том, что ее бывший лидер миллиардер Михаил Прохоров хотел организовать палаточные городки по образу и подобию «оранжевой революции» в попытке получить места в Государственной Думе за счет фиктивной оппозиции. Об этом во вторник сообщил высокопоставленный источник из рядов этой партии.
Отстаивающая интересы бизнеса партия «Правое дело», чья популярность находится на уровне около 2 процентов, нуждалась в мощном усилении поддержки со стороны избирателей, чтобы преодолеть 7-процентный барьер во время декабрьских выборов. Поэтому Прохоров хотел вывести своих сторонников на улицы, организовав палаточные городки, как во время протестов на Украине в 2004 году, которые привели к свержению режима президента Леонида Кучмы, заявил Moscow Times этот партийный представитель.
Он сообщил данную информацию на условии соблюдения анонимности, опасаясь репрессий со стороны Кремля.
Эта идея не могла понравиться Кремлю, который выступал резко против «оранжевой революции», и на протяжении многих лет добивается того, чтобы в России никаких публичных протестов такого рода не было.
Представитель «Правого дела» заявил, что Сурков был доволен уходом Прохорова из партии в прошлый четверг. Он привел слова Суркова, произнесенные им в частной беседе: «Хорошо, что мы избавились от него до того, как его избрали в Думу».
Аппарат Суркова никак не прокомментировал прозвучавшие во вторник заявления.
«Правое дело», завершившее во вторник свой продолжительный съезд и выборы, не представляет никакой угрозы для Кремля, поскольку партия решила включить в свой партийный список на выборы звезду женского тенниса второго уровня, променяв на нее президента Дмитрия Медведева.
Предложение пригласить Медведева возглавить партию было отвергнуто подавляющим большинством голосов 77 к 1. Член партии Андрей Дунаев сказал, что это «чисто техническое решение».
Партия «Правое дело» проголосовала за включение в свои партийные списки Дунаева, бывшего кандидата в президенты Андрея Богданова и 24-летнюю теннисистку Анну Чакветадзе, которая занимает 48-е место в рейтинге Женской теннисной ассоциации.
Чакветадзе, чье включение в списки выглядело как слабая попытка ликвидировать последствия внутреннего раскола, приведшего к изгнанию Прохорова, сказала, что хочет «попробовать что-то новое», сосредоточившись в случае прохождения в Думу на правах женщин и развитии детского спорта.
Партия утвердила для голосования список из 377 кандидатов, но сделала это лишь после острых и напряженных дебатов, проходивших в гостинице «Измайлово» на восточной окраине столицы.
Высокопоставленный партийный босс и союзник Прохорова Борис Надеждин проголосовал против партийного списка, поскольку в него не включили его соратника-олигарха. Другой видный член «Правого дела» журналист Георгий Бовт во время голосования воздержался.
Но 61 из 73 делегатов проголосовали за список, в котором не было известных имен, кроме Чакветадзе.
Для Надеждина голосование стало шансом громко хлопнуть дверью. Он заявил на съезде, что не намерен оставаться в одной партии с Богдановым, который, по его словам, «работает по заданию президентской администрации».
Богданов действительно имеет богатое резюме из прокремлевских должностей. В 2004 году он выхватил бразды правления недействующей ныне Демократической партией России из рук у бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, лишив его политических инструментов. В 2008 году он участвовал в президентской гонке, набрав жалкие 1,3 процента голосов.
Он и Дунаев также были во главе заговора против Прохорова, взяв на прошлой неделе в свои руки исполком «Правого дела» и заручившись поддержкой большинства делегатов съезда.
По словам Прохорова, у многих делегатов были поддельные документы, и они работали на Кремль. Вместе с тем, он не предпринял никаких попыток вернуть себе руководство «Правым делом», а в прошлый четверг объявил, что может создать новое политическое движение – но только после декабрьских выборов.
В перерыве между заседаниями съезда Надеждин сказал, что войдет в состав любой новой организации, сформированной Прохоровым. «Если он сделает это, он станет единственным человеком, пытающимся сделать невозможное – бороться с президентской администрацией», — заявил Надеждин.
Прохоров обвинил в своем изгнании Суркова, который, по его словам, пытался вмешиваться в процесс принятия партийных решений, требуя от него, чтобы он исключил из партийного списка борца с наркотиками с криминальным прошлым Евгения Ройзмана.
Нападки на Суркова вызвали удивление у многих, поскольку избрание Прохорова на пост лидера «Правого дела» считалось кремлевской попыткой переключить на него голоса либеральной части электората.
Как утверждает Богданов и его сторонники, они взбунтовались против Прохорова из-за его самовластного стиля руководства и неуважения к ветеранам партии.
Богданов заявил во вторник Moscow Times, что сейчас партия «едина как никогда», и пожаловался на Прохорова, сказав, что он обращался с ним и с другими членами партии как с «мусором».
Встав в конце июня у штурвала «Правого дела», Прохоров привел с собой группу политтехнологов, которые работали на украинских президентских выборах — в штабе Виктора Януковича во время «оранжевой революции» в 2004 году и у Арсения Яценюка в 2009-м. Оба кандидата выборы проиграли.
Думскому депутату от ЛДПР Рифату Шайхутдинову, покинувшему партийные ряды, чтобы возглавить избирательную кампанию Прохорова, после проведения декабрьских выборов грозит уголовное преследование, о чем во вторник сообщила газета «Известия».
С 2007 года Шайхутдинова обвиняют в умышленном банкротстве агентства по продаже билетов государственной авиакомпании, которым он руководил. Прежде ЛДПР выступала в его защиту, но лидер партии Владимир Жириновский заявил «Известиям», что Шайхутдинова лишили партийной поддержки.
Что любопытно, Шайхутдинов заявил на прошлой неделе, что начал получать угрозы в свой адрес. На пресс-конференции вместе с Прохоровым он показал репортерам текстовое сообщение на своем сотовом телефоне, в котором ему обещают «проблемы». Уточнять, кто послал это сообщение, Шайхутдинов не стал.
Член партии Дунаев сказал, что «Правое дело» подаст документы в Центральную избирательную комиссию не позднее понедельника.
Он также пролил свет на странный логотип «Правого дела», который был принят при Прохорове. По его словам, это «конструктивистский символ, означающий движение вправо», и менять его не будут.
Однако профинансированный партией Всероссийский съезд блондинок, который должен был состояться в эти выходные в Сочи, отложили на неопределенное время, потому что с уходом Прохорова финансирование было заморожено, о чем организаторы съезда рассказали Интерфаксу. «Правое дело» на своем съезде во вторник этим вопросом не занималось.
(«The Moscow Times«, Россия)
21.09.11.