Главная » Все Новости » Политика » АЛАНИ. Нахская Осетия.

АЛАНИ. Нахская Осетия.

Нахская Осетия.

Руслан Налигиро

2011

Во имя Аллаха Знающего, Видящего, Слышащего

==========

Примечание к статье. Некоторые материалы по истории средневековой Осетии взяты из статей Б. Газикова «Этнический состав населения Средневековой Осетии», «Этническая принадлежность средневековых овсов» и «Алагир – родины ингушей?».

==========

ОСЕТИЯ 13-14 вв.

В начале 13 века, как известно, в монгольской степи образовалась мощная империя – союз племен. Монгольские племена – сильные ударные группы – вторгались в соседние земли. За короткий срок, эта империя быстро разрослась, включила в свой состав много народов, которые также включились в масштабные миграции, вызванные монгольскими войнами. В конце концов, монгольская орда представляла из себя многонациональную армию – монголы, тюрки, иранские народы, русские и пр.

С 1238 года, вся эта многонациональная масса обрушилась на Аланию (страна нахов, включавшая земли от Чечении до Карачая). Десятки лет аланы оказывали монголо-тюрко-иранским захватчикам ожесточеннейшее сопротивление, в ходе которого были стерты с лица земли десятки аланских селений, в том числе такие аланские столицы как Мааст (1239г.) и Дадаков (1278г.).

По сообщениям средневековых авторов (П. Карпини, В. Рубрук), аланы оказывали монголам «мужественное» сопротивление, притом «убили» много «татар, притом вельмож». Вильгельм Рубрук сообщает, что аланы выходили из ущелий, уничтожали и грабили монгольских захватчиков. Чтобы противостоять аланским нападениям, монгольский военачальник Сартах (внук Чингисхана) был вынужден держать при входе в «аланские ущелья» каждого десятого воина своей армии, т.е. крупное войско.

Даже если исключить предания нахов о яростной войне с монголами, все равно на основе источников можно сделать вывод о том, что алано-монгольская война была очень ожесточенной и очень длительной. Притом как мы узнаем, фактически аланы являлись единственным народом, оказывавшим действенное сопротивление монголам именно после оккупации. Это говорит о том, что монголы сосредоточили против алан самые боеспособные и самые мощные подразделения своей армии, куда входили монгольские, тюркские и иранские (памирские) племена.

Чтобы еще больше «зажать» алан в горах, воспрепятствовать аланским рейдам на монгольские коммуникации, на оккупированных равнинных землях Алании поселились ударные иранские (памирцы, персы) и тюркские (ногайцы) племена монгольской армии Сартаха.

«Во время долгого 100-летнего хулагидо-джучидского противостояния ханы Золотой Орды имели привычку перешедших к ним оппозиционно настроенных к Хулагидам персов поселять в стратегически важном участке, в частности в начале Дарьяльского ущелья. А Тимур на таких важных участках обычно оставлял целый войсковой гарнизон для удержания населения в покорности, а его армия состояла не только из тюрок, но и из ираноязычных персов, таджиков, афганцев и др.» (Х .А Хизриев, «К вопросу о чеченцах в древности и Средневековье»)

Получилась интересная картина. Пришлые в составе монгольских войск, а затем и Тимура, иранцы (памирцы и персы), поселились на землях истребленного монголами нахского (аланского) племени «осетин» и тоже начали у грузин именоваться «осетинами». Только это были уже новые ираноязычные осетины, которые не имели никакого отношения к до-монгольским нахоязычным осетинам.

Время формирования осетинского народа относят к пост-монгольскому периоду – ко временам Золотой Орды:

а) «Все учёные признают, что осетинский народ сложился в ХIII-ХIV вв.» (Х.А. Хизриев, «К вопросу о чеченцах в древности и Средневековье»)

б)«здесь в горах и происходит в XIII-XIV вв. окончательное оформление этнического типа и основных черт культуры и быта осетин» (осетинский ученый Тменов В.Х. Несколько страниц из этнической истории осетин – Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1989. с. 114).

1) «после монгольского нашествия иронцев [ираноязычных осетин] оказалось намного больше, чем дигорцев [нахоязычных осетин]» / «появление многих [ирано-осетинских] родов в Центральной и Южной Осетии датируется не ранее, чем XV-XVI вв.» (Калоев Б. Л. Осетины. М., 1967.)

То есть, если до 1280 года названием «осетины» грузинские источники покрывают нахские племена акки и тигоров, живших в Осетии, то после 1280 года под названием «осетины» в грузинских источниках фигурирует совершенно другой памиро-персидский народ (современные осетины). Эта «историческая ошибка» в названиях случилась по вине грузин, которые случайно распространили нахское название «осетины» на пришлых в эти места в 1270-1280 г.г. памиро-персов (современных осетин).

ОСЕТИЯ 15-17 вв.

Таким образом, в 13-14 вв. пришлые иранские памиро-персы осели на землях современного Алагирского ущелья, ассимилировали часть местных малочисленных нахов. Исходя из этого, Осетия к 15 веку представляла из себя «две Осетии» – нахоязычные осетины – дигорцы и лам-акки – а между ними поселились ираноязычные осетины. Но вскоре численность ираноязычных осетин быстро увеличивалась, и они начали степенно ассимилировать чеченоязычных осетин и присваивать их территории.

Осетинский ученый В. И. Абаев писал, что в начале существовали «два» осетинских народа – нахоязычные осетины и ираноязычные осетины. Притом последние взяли название «ос/осетин» у первых нахоязычных осетин, ассимилировав их с собой.

Время формирования современных «осетин» из двух компонентов (нахского и иранского) Абаев бездоказательно относит к 1 веку н.э. Наоборот – все (антропология, археология) говорит о том, что современные ираноязычные осетины появились на Кавказе в Позднем Средневековье и, что они не имеют отношения к аланам (древним осетинам), которые жили в Осетии.

Подтверждает сказанное Абаевым и другой крупный осетинский ученый Б. А. Калоев («Осетины»; 1967): «многие названия населенных пунктов, ущелий и гор не поддаются расшифровке из данных иранского языка и являются, несомненно, наследием до-иранского населения. Даже собственные названия осетинских племен ир, дигор, туал, по мнению В.И. Абаева, «не имеют ничего общего с иранским миром и представляют старые местные этнические названия».

С Калоевым остается согласиться, поскольку по всей Осетии «море» нахских названий гор, речек, местностей – Гогабарс, Ламардон, Цалк, Цей, Дайкау, Дзагебарз, Лиахви и т.д.

В связи с этим русский кавказовед Ф. И. Горепекин – глубокий знаток истории Центрального Кавказа эпохи Позднего Средневековья – писал:

«многие топографические названия, божества и религиозные верования, имена и мн. др. на осетинской территории необъяснимы у осетин или объясняются искаженным понятием, разъясняются ингушским языком. Вопреки старанию д-ра Пфаффа, Кодзаева и др. доказать распространенность осетин чуть ли не по всему материку Старого Света, можно дать веские доказательства, что территория осетин была раньше ингушская и осетины не так древни и не так славно их прошлое, как изображается у этих авторов. Если ингушский язык в некоторых незначительных случаях, собственно в лексическом отношении и сходен с тагаурско-осетинским или воладжирским (алагирским), – то можно допустить потому, что некоторая часть ингушей раньше жила совместно, т.к. и на осетинах есть отражение ингушского языка, потому что осетины заняли бывшую ингушскую территорию» (Ингуши. (ГIалгIай, ферi, орстхой) Владикавказ. 1912)

Вывод Горепекина полностью совпадает с тем, что говорят чечено-ингушские горцы про всю Осетию – «Вай хилла мохк ба из» – «Эта страна была нашей».

То, что Осетия была «нашей» – очевидный факт, доказанный антропологами и археологами (Алексеевым, Крупновым, Виноградовым и пр.). Чего стоят сотни ингушских средневековых башен на территории Осетии, которые явно остались от «прежнего» до-иранского населения Осетии.

Этот факт был вынужден признать и известный осетинский ученый Б. А. Калоев: «многие памятники материальной культуры (башни, склепы) современные жители [Осетии] считают наследием, оставшимся от прежних давних обитателей» («Осетины»).

Интересно отметить, что и сами осетинские предания подтверждают именно ингушское происхождение башен и склепов в Осетии. Так, в осетинской легенде «О постройке башни в Донисаре», записанной в 1905 г. А. Скачковым со слов 110-летнего жителя селения Дагом Дзиу Цабиева, говорится: «Ты спрашиваешь, почему в Донисаре такая красивая башня? Правда она не похожа на другие? Мы, ироны [ираноязычные осетины], не умели строить такие башни» (Скачков А. О постройке башни в Донисаре. Газ. «Терские ведомости». 1905, № 36, с.3).

Известный русский кавказовед, краевед Осетии и Ингушетии Л.П. Семенов внимательно изучил «аланские» башни в Ингушетии и Осетии, после чего пришел к выводу, что все они построены «ингушами»: «В селениях Цимити и Далакау (Северная Осетия) встречаются памятники, напоминающие ингушские столпообразные святилища… Сходство ингушских надземных склепов с осетинскими заметно не только в основных архитектурных деталях, к которым можно отнести следующие: желтую окраску склепов, одинаковое устройство лазов и их затворов, просверленные небольшие плиты, вделанные в стену, чурты на конусообразных склепах (конусообразные склепы с чуртами имеются в Ингушетии (Фуртоуг, Джерах, Эрзи) и Осетии (Кобань), отпечатки человеческих рук на стенах (в Ингушетии – на склепах в селениях Хамхи, Пуй, Эрзи; в Осетии – в селениях Даргавс, Кобань), глубокие, ниши в полуподземных склепах (в Ингушетии – в селении Салги, в Осетии – в селениях Даргавс, Кобань)… Санибанское ущелье [в Осетии], по ингушским преданиям, считается родиной ингушских нартов и самих ингушей… Башня Мамсуровых в осетинском селении Даргавс, имеющая на кровле парапет с четырьмя остроконечными зубцами, а ниже верхних окон навесные бойницы (машикули), напоминает башни ингушского селения Цори. По осетинскому преданию, сообщенному нам в 1924 году в селении Даргавс, построена она была ингушским мастером. В осетинском селении Саниба жители называют некоторые надземные склепы «ингушскими». Приведенный нами материал, при всей его отрывочности, ярко свидетельствует о давности и глубине культурного и экономического общения Ингушетии и Осетии» (Семенов Л.П. археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925 – 1932 годах. 1963).

Осетинский исследователь В. Х. Тменов писал, что «аналогичные предания о пребывании ингушей в Тагаурии (В Санибанском ущелье) и последующем вытеснении их отсюда засвидетельствовал в 1926 г. Г.А. Кокиев, которому местные жители даже показывали ряд склепов башенного типа, расположенных по левую сторону дороги между Верхней и Нижней Саниба и называемых ими «ингушскими» (Тменов В.Х. Несколько страниц из этнической истории осетин. – Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе. 1989, с.124).

Примечание. В Осетии жили ингуши из племени акки, а не ингуши из племени галгаи.

Интересно отметить, что после исхода нахского племени акки из Осетии, башни там фактически перестали строиться (точнее строились уже приглашенными ингушами).

Это отмечает и ингушский ученый Н. Д. Кодзоев: «Ранее башни были распространены на всей территории горной зоны исторической Алании. После изменения этнического состава на других территориях культура строительства башен продолжала развиваться только там, где сохранились аланы, их язык и культура – в Горной Ингушетии и в прилегающей горной зоне Чечни» («История Ингушского Народа»).

Еще к 16 веку владения нахского племени лам-акки (нахоязычные осетины) располагались от Дарьяльского ущелья на востоке до Алагирского ущелья на западе (включая современные Дарьяльское, Санибанское, Даргавское и Куртатинские ущелья Осетии).

Это отмечал еще Л П. Семенов: «Существует осетинское предание о том, что ингуши некогда жили в Куртатинском и Даргавском ущельях». Это же говорил и уже приведенный выше осетинский исследователь В. Х. Тменов: «предания о пребывании ингушей в Тагаурии (В Санибанском ущелье) и последующем вытеснении их отсюда засвидетельствовал в 1926 г. Г.А. Кокиев».

«В Тагаурии и Куртатинском ущелье некогда жили ингуши» (В.Тменов (Проблемы этнографии осетин… стр. 124).

Это подтверждает и ингушский ученый Н. Д. Кодзоев: «Ингуши во второй половине XVIXVII вв. закрепились в горах… В предгорьях граница расселения ингушей проходила до линии Даттых-Галашке-Ангушт… Ингуши в это время занимали ущелья, расположенные не только по правому, но и по левому берегу Терека, – Куртатинское, Тагаурское и Даргавское» («История Ингушского Народа»).

Таким образом, к 16 веку в Осетии сложилась такая картина – Алагирское ущелье, Кассарское ущелье [по ней идет Военно-Осетинская дорога], также прилегающее с юга Чеселтское и Дзомагское ущелья были заселены иронами, т.е. ираноязычными осетинами (здесь они успели ассимилировать маленькое нахоязычное племя двалов – см. В. Н. Гамрекели, «Двалы и Двалетия», 1961 г.). К западу от них жили нахоязычные осетины (дигорцы), в среду которых начали проникать ираноязычные осетины. Также и к востоку от них – ираноязычных осетин – проживали нахоязычные осетины (племя лам-акки), занимавшие современные Куртатинское, Даргавское, Кобанское, Санибанское и Дарьяльские ущелья Осетии.

Такие границы оказались недолгими. Уже в 1563 году на Лам-Аккию (Нахская Осетия от Алагира на западе до Дарьяла на востоке) напали кабардино-русские войска, которые вырезали на этих землях 164 «кабака», т.е. селения нахоязычных осетин (лам-аккинцев).

Об этом говорится в русской «Никоновской летописи», где нахоязычные осетины обозначены как «соны и мщаны» (соны – так назывались лам-акки в разных источниках, см. статью «Нахская Сарматия»; мщаны – русское искажение от кабардинского «мыщхыщ» –«чечено-ингуши»).

Довольно подробно о русско-кабардинском нашествии на Лам-Акки (Нахскую Осетию) в 1563 году говорится в статьях краеведа Берснако Газикова (кратко об этом упоминает и ингушский ученый Н. Кодзоев в книге «История Ингушского Народа», стр. 135).

В ряде осетинских преданий указывается о том, что в Даргавсе до прихода кабардинцев и осетин жили ингуши. Так, в осетинской «Легенде о происхождении тагаурских алдар и куртатинских таубиев» говорится, что Тага из Уаласихе [Куртатинское ущелье] «бежал оттуда в Даргавское ущелье, где в то время жили ингуши. Выгнав ингушей из ущелья, он расположился там жить. Курта же, остался жить в Уаласихе, а потому и само ущелье носит название «Куртатинского» («Терские ведомости», 1893. № 37, oт 28 марта).

«Существует осетинское предание о том, что ингуши некогда жили в Куртатинском и Даргавском ущельях. Под натиском осетин, сражавшихся под предводительством легендарных героев Тага и Курта, и кабардинцев, надвигавшихся на ингушей с плоскости, последние отступили на восток – сначала в Санибанское ущелье, затем, через Чми, на правый берег Терека». (Записано нами по рассказу Б. Канукаева в Кобанском ущелье [Осетии] в 1927 году)» (Семенов Л.П. археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925 – 1932 годах. 1963).

Именно нашествие русско-кабардинской армии в 1563 году и осетинских «ополченцев», следовавших за этой армией, вынудило основную массу нахоязычных осетин (акки) переселиться из Осетии в 16 веке в Аух (западный Дагестан), к собратьям аух-аккам. Это переселение – весьма известный факт – возглавлял переселение Ших-Мурза Аккинский (Ших-мурза «Окуцкий» из русских источников). Причем в Дарьяльском ущелье, в селении Ларс остался родной брат Ших-мурзы Окуцкого Султан-мурза, который в 1589 году заключил мирный договор с Россией.

Переселившиеся к аух-аккинцам (западный Дагестан) аккинцы Ших-Мурзы из Осетии сыграли там очень важное стратегическое значение. Как гласят источники, аккинцы Ших-Мурзы являлись одними из важнейших союзников России в Дагестане (см. «Акки и Аккинцы XVI-XVIII веках», А. Адилсултанов; 1992 г.)

Советский ученый Н. Г. Волкова собрала довольно точные данные о переселении нахов из Осетии в западный Дагестан в 16 веке: «Интересно, что факты передвижения вайнахов (чеченцев-прим.) на восток, некогда живших значительно западнее современных районов их обитания, отразились в осетинских преданиях, записанных Л.П. Семеновым в 1927 г. в Кобанском ущелье. Эти предания рассказывают, что ингуши в прошлом обитали в Куртатинском и Даргавсском ущельях, из которых под натиском осетин и кабардинцев ушли в Санибанское ущелье, а позднее через район Чми — на правый берег Терека» («Этнический состав населения Северного Кавказа в 18-начале 20 века», Н.Г. Волкова, 1972).

«Другое предание, записанное мною в 1971 г. среди восточных аккинцев (ауховцев), также говорит о передвижении части вайнахов [нахов] с запада на восток. «Некогда аккинцы, вышедшие из Шами [Урарту],— рассказывается в предании,— обосновались под горой Казбек [в Осетии], но, враждуя с бацави-гурджи [аккинский клан фяппи/бацби], они вынуждены были уйти в местность ГIула, которая, по мнению рассказчика, аккинца из сел. Бони-юрт, находилась в верховьях р. Армхи или р. Ассы. Нападения калмыков заставили аккинцев уйти из ГIула (ср. правый приток р. Ассы — Гулойхи) и поселиться на р. Мичик, но когда вновь на них напали калмыки (гIалмакхой), то аккинцы переселились в горы к р. Ямансу [в восточной Чечении], где и образовали свои поселения» (там же).

Интересно отметить, что и сами осетинские предания уточняют, какое именно нахское племя населяло значительную территорию Осетии до 16 века. Так, исследователь Г. Хатисян, рассмотревший в 1882 году аланские склепы в Осетии, в своей рукописи отметил любопытную деталь: «Присутствовавшие при осмотре мною этой гробницы осетины, и между ними несколько тагауров… которые … сообщили мне и то, что по народному преданию, их страна, т.е. Тагаурская Осетия, когда-то, в очень отдаленные времена, находилась во владении кистин [нахов]» (Отчетная записка члена экспедиции 1882 года по исследованию кавказских пещер Гавр Хатисяна. 4. 11. О раскопках древних могил. – Архив ИИМК (Санкт – Петербург), ф.3. д.589. л.18 об).

Для сущей детализации отметим, что «кистинами» (кистины ближние или дарьяльские) собственно называли аккинские кланы фяппи и гелатхой, обитавшие в районе Дарьяльского ущелья еще до 20 века. Т.е. сами осетинские предания говорят, что земли «Тагаурской» Осетии (а это половина всей горной Осетии) они заселили во времена кабардинского нашествия, т.е. в 16 веке. До этого в Тагаурской Осетии жили «кистины», т.е. нахское племя акки.

Этот же вывод сделал известный русский ученый, осетиновед 19 века В.Б. Пфафф, который пришел к выводу, что значительные территории современной горной Осетии были заселены ираноязычными осетинами только в 16-17 вв., а до этого здесь жил какой-то другой народ (т.е. нахи). Вот, что пишет сам Пфафф (правда, ошибочно называя клановые замки и башни «феодальными»): «[Осетинское] Общество тагаурцев, а равно куртатинцев по происхождению – новые общества Валаджирского (Алагирского), Нарского, Закского и Джавского. Они образовались большею частью из беглых валаджирцев (алагирцев)… По некоторым данным можно заключить, что нынешние [ираноязычные] жители переселились в эти места [в Тагаурскую Осетию] не раньше XV-XVI столетий, почему они ничего почти и не умеют рассказать о феодальном веке осетинской истории, хотя история этого века преимущественно разыгралась в этом же ущелье, как видно из необыкновенно большого количества построек, церквей с грузинскими надписями и богатых кладбищ, очевидно принадлежащих к феодальному периоду» (Материалы для древней истории осетин. ССКГ. Тифлис. вып.ГУ. 1870;вып V. 1871. – Цит. по: Поэма об Алгузе. М.,1993, с.126).

Т.е. Пфафф невольно, но косвенно признает, что до ираноязычных осетин, т.е. до 16 века, на значительных территориях Осетии жили нахоязычные осетины, от которых и остались в Осетии башни и склепы, исходя из чего он сделал вывод о «феодальном периоде осетинской истории». Башни и склепы «осетинской истории», как мы выяснили выше, являются созданиями нахв, которые жили там до ираноязычных пришельцев.

Именно поэтому, объективные осетинские ученые отмечают, что «время завершения иранизации ущелий восточной части Северной Осетии определяется упоминанием в предании о Тага и Курта кабардинцев, которые действовали с ними против ингушей» (Цит. По Тменову В.Х. Несколько страниц из этнической истории осетин. – Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе. 1989, с.125).

Т.е. «иранизация» восточных ущелий современной Осетии завершилась лишь к 17 веку.

Антропологи также абсолютно уверены в том, что «иранизация» Осетии началась и закончилась в пост-монгольское время.

Так, выдающийся антрополог СССР-РФ, автор многочисленных основополагающих научных антропологических трудов – академик В. П. Алексеев – писал про время иранизации нахской Осетии:

«Антропологические наблюдения однозначно демонстрируют непрерывную последовательность поколений от местных популяций древности, говоривших, бесспорно, на каких-то кавказских языках, к современным тюркоязычным народам Северного Кавказа и осетинам. Для карачаевцев, балкарцев и особенно осетин мощный субстратный слой местного кавказского происхождения выявлен и в языке, и в культуре… Переход их предков на тюркскую и иранскую речь имел место не раньше чем в эпоху позднего средневековья, то есть представляет собой заведомо позднее явление».(В.П.Алексеев, «Этногенез», М., 1986, с.101.).

Академик-антрополог Алексеев пишет, что никаких иранцев нет в Осетии до-монголов. Он пишет, что иранизация Осетии началась и закончилась в Позднем Средневековье. Что до-позднесредневековые осетины (аланы) «говорили на каких-то кавказских языках» (т.е. на нахском языке).

ВОРОТА АЛАН (ДАРЬЯЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ)

Известные из разных источников «Врата Алан» – Дарьяльское ущелье – с древнейших времен и практически до 1944 года (до депортации) находились под контролем нахов.

Так, советский ученый Н. Г. Волкова на основе источников 16-18 в.в. категорично отмечает, что ираноязычные осетины впервые появились в Дарьяльском ущелье в качестве нахских данников между 1724-1780-ми гг.: «Письменные источники начала XVIII в. фиксируют значительные изменения, происшедшие в западной границе вайнахов. Первое из них касается Ларса [центр Дарьяльского ущелья] – района, где, судя по доступным в настоящее время источникам, в XVI — начало XVIII в. жило вайнахское население, сменившееся осетинским. Я не буду повторять фактов, уже приводившихся в работе и свидетельствующих о том, что осетины сменили в районе Ларса (Дарьяла) ингушское население, видимо, не позднее конца 20-х годов XVIII в. В свете этого становится понятным сообщение Клапрота о том, что осетины, занимавшие в XVIII в. Ларс (Дарьял) и построившие вблизи него Чми и Балту, длительное время платили соседним ингушам подать за право пользования этой землей».

Как сообщает Волкова, ираноязычные осетины появились в Дарьяльском ущелье после 1720–хх г.г. До этого тысячелетиями Аланское ущелье (как впрочем и всю Осетию) населяли нахоязычные осетины (лам-акки). О том, что Дарьяльским ущельем владели нахи, сообщают многие источники: в «Армянской географии» 7 века нахское племя лам-акки обозначено под названием «цанарка», «в земле которых находятся Аланские ворота» (Дарьял). Древние грузины, в честь лам-акки (нахоязычных осетин) называли Дарьял и вообще реку Терек именем «Ломеки» (т.е. Лам-Акки). В русской «Никоновской летописи» от 1563 года сообщается о нахоязычных осетинах лам-акки, называемых ими как «соны» и «мщаны» (мщаны – другое нахское племя – «галгаевцы»). В документе русских послов от 1604 года владельцами Дарьяльского ущелья названо нахское племя «калканцев» (галгаевцев), которое было вооружено «пищалями» (пистолетами). Как сообщают путешественники конца 18-го начала 19-го века, пришлые осетины жили в Дарьяле и платили аренду нахам, которые являлись хозяевами этого ущелья (часть этих нахов была осетинизирована, к примеру, нахская фамилия Дударовых). В период 1851-1861 г.г. русские ликвидировали со стратегического Дарьяльского ущелья все нахские селения (Тати, Темурков, Даха-Дукх, Зауре, Гелате и пр.), и ущелье полностью оказалось под контролем осетин и русских. После установления Советской власти западные нахи («ингуши») отбили Дарьяльское ущелье у Осетии, и только после депортации нахского народа в 1944 году Дарьяльское ущелье вновь было передано Осетии. Таким образом, к 2011 году Дарьяльское ущелье остается спорной территорией между Ингушетией и Осетией, к которой русские присоединили это ущелье в 1944 году (в том же самом году Осетии передали и ингушский Пригородный район, после чего осетины впервые появились и на левобережье Терека; хотя по некоторым данным еще в конце 18 века осетины, бежавшие от поборов своих алдар-феодалов, поселялись на ингушской стороне Терека).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОСЕТИН

Современный осетинский язык – прямой потомок памиро-ягнобского языка, сохранил свою близость к памирским языкам. Более того, научно доказано, что такие памирские племена как ягнобцы и ваханцы говорят с осетинами на одном и том же языке.

Так, известный осетинский ученый В. И. Абаев является основоположником идеи так называемого «ирано-кавказского» происхождения современных осетин. На основе языковых данных Абаев сделал вывод, что современные осетины сложились из двух компонентов – из местных «кавказцев» и пришлых иранцев (под «кавказцами» Абаев подразумевал только чечено-ингушей, под иранцами – памирские племена ягнобцев и ваханцев). Вот что писал сам В. Абаев:

«мы рассматриваем (эти слова-прим.) не как усвоенные из чечено-ингушского в осетинский или обратно, а как принадлежавшие тому местному языковому субстрату, на основе которого формировались и чечено-ингушский язык и осетинский или обратно» (В.И. Абаев, «Осетино – Вейнахские лексические параллели», 1959).

Современный осетинский язык (особенно дигорский язык) представляет собой смесь нахского языка и иранского (иронского). По некоторым данным, в дигорском языке от несколько сотен, до нескольких тысяч нахских слов (нуса – несеэ – невестка, нек – нака – плавать, гал – гал – бык, бакъ – баех – жеребенок, хьежа – хезун – ждать, догън/дон – дон – дождевая вода/вода и т.д.). Притом много нахских слов обозначающих важные понятия (такие как части тела, главные духовные понятия). Более того, многие правила нахского языка, разительно отличающиеся от правил индоевропейских языков, напрямую имеются в осетинском языке (см. «Вайнахи и Аланы», Р. Арсанукаев, 1990 г.). Именно поэтому осетинский ученый В. Абаев писал, что «кавказский» (нахский) субстрат в осетинском языке говорит о «длительном двуязычии» осетинского народа во время формирования, т.е. по Абаеву раньше часть осетин говорила на нахском языке, а пришлая часть осетин – на иранском. Эти два языка смешались, после чего образовался современный осетинский язык.

«Кавказская [нахская] лексика в осетинском, если к ней присмотреться внимательнее, далеко выходит за пределы того, что можно было бы назвать заимствованием: она с несомненностью свидетельствует о длительном двуязычии в период формирования осетинского народа и языка» (Абаев В.И. Осетинский язык… С.105-106, 119).

«В осетинском языке сохранились все гортанные звуки чеченского языка, что ещё раз подтверждает кавказское происхождение осетин и чеченский субстрат осетинского языка… имеется определённое количество чеченских слов в осетинском, балкарском, карачаевском языках… Все учёные признают двуприродность осетин, балкарцев и карачаевцев, а также тот факт, что они сложились на основе кавказского субстрата» (Х. А. Хизриев, «К вопросу о чеченцах в древности и средневековье»).

На основе лингвистических данных В.И. Абаев считал, что осетины при формировании являлись двуязычными – часть осетин говорила на нахском языке (нахи-осетины) – а другая пришлая часть осетин – на иранском (памирском).

Таким образом, В. Абаев нам сообщает, что современные осетины сложились после смешения остатков нахских осетин с пришлыми иранцами [памирцами].

Данный вывод В. Абаева заинтересовал известного нахского ученого Р. Арсанукаева («Вайнахи и Аланы»; 1990). Арсанукаев согласен с Абаевым в том, что осетинский язык, относимый языковедами к северо-восточным иранским языкам, сложился от синтеза чечено-ингушского языка с ягнобским и другими при-памирскими языками.

Если Абаев говорил о «двухприродности» происхождения осетин и смещении «кавказцев» [нахов] с пришельцами-иранцами, то другой историк, известный археолог-кавказовед Е.И. Крупнов обосновывал это археологическими данными. Он доказывал, что предки осетин исконные «кавказцы» [нахи], перешедшие на привнесенный извне иранский язык (Крупнов 1952; 1953. С. 145-163).

Мнения Абаева и Крупнова о том, что некогда осетины являлись нахами [«кавказцами»], которых ассимилировали пришлые иранцы, подтверждает и антропологическая наука.

Еще раз напоминаю, что выдающийся антрополог СССР-РФ, автор многочисленных основополагающих научных антропологических трудов – академик В. П. Алексеев – вслед за В. И. Абаевым писал о происхождении осетин:

«Антропологические наблюдения однозначно демонстрируют непрерывную последовательность поколений от местных популяций древности, говоривших, бесспорно, на каких-то кавказских языках, к современным тюркоязычным народам Северного Кавказа и осетинам. Для карачаевцев, балкарцев и особенно осетин мощный субстратный слой местного кавказского происхождения выявлен и в языке, и в культуре… Переход их предков на тюркскую и иранскую речь имел место не раньше чем в эпоху позднего средневековья, то есть представляет собой заведомо позднее явление». (В.П.Алексеев, «Этногенез», М., 1986, с.101.).

Академик-антрополог Алексеев пишет, что никаких иранцев (памирцев) нет в Осетии до-монголов. Он пишет, что иранизация Осетии началась только в Позднем Средневековье – в пост-монгольское время. Там же он пишет, что до-монгольские осетины (аланы) «говорили на каких-то кавказских языках» (т.е. на нахском языке), и что современные осетины – потомки после-монгольских иранских переселенцев.

То есть, до-монгольские осы (осетины) – собирательное грузинское название нахских племен (акки и тигоров), живших в Осетии до иранских пришельцев (современных осетин). Даже самое грузинское слово «ос/осети» восходит к нахскому слову «ас» – «я».

Как писал осетиновед В.Ф. Миллер: «Часто бывает, например, что известное, раз установившееся название прикрепляется к самому месту и сохраняется за ним, несмотря на то, что на этом месте уже сидит народ другого происхождения». Также случилось и в Осетии – нахи-осетины исчезли и погибли, но за новыми поселенцами этих мест – иранскими памирцами – закрепилось старое название этой местности «Осетия» и «осетины».

До-монгольские осетины (нахи), и после-монгольские осетины (пришлые иранские памирцы, современные осетины) – совершенно разные народы.

==========

ДИГОРЦЫ

Вообще, дигорцы являются своеобразной частью современного осетинского народа. Очевидно, что дигорцы – чистокровные кавкасионцы – имеют местное кавказское или точнее говоря – нахское – происхождение. Некоторые нахские авторы связывают название «дигор» с названием нахского клана «Дукарой» – «Хребтовые». Хотя по моей версии, название «Дигор» может восходить либо к названию урартской реки Тигор (Тигр), либо происходить от нахского «дигарой» («люди с топорами»), либо от нахского слова «Дихарой» («Дехарой») – «живущие в той стороне», ср.: Хил-Дихарой (Хил-Дехарой) – нахский клан, название которого переводится как «Через реку – живущие там».Нокак бы там ни было, осетинский ученый В. Абаев писал, что в любом случае название «дигор» восходит к местному «кавказскому» (т.е. нахскому) субстрату.

Сhechenews.com

02.10.11.