Главная » Все Новости » События » Девять лет без суда и следствия

Девять лет без суда и следствия

Такую своеобразную дату отметил в октябре Равиль Мингазов. 43-летнего россиянина с 2002 года держат в печально известной американской тюрьме Гуантанамо. И на запросы Москвы по поводу передачи ей гражданина России в Вашингтоне отмалчиваются (АУДИО)

Мингазов – этнический татарин. В свое время окончил хореографическое училище, танцевал в военном ансамбле, затем работал в Минкульте российской Республики Тыва. Позже устроился в отряд МЧС, в это же время поступил в медресе. В декабре 1999 года семья Мингазовых решает уехать в «настоящую исламскую страну» — Таджикистан. А уже в 2001-м Равиль переходит границу и через Афганистан отправляется в Пакистан. Переход закончился неудачно – его арестовали и полгода продержали в афганском Баграме. А в октябре 2002 года переправили в Гуантанамо.

По версии спецслужб США, Мингазов проходил обучение в террористическом лагере, и арестовали его на конспиративной квартире экстремистов. Однако американские правозащитники, которые взялись за это дело, уверены, что Равиль попал на Гуантанамо по ошибке. Еще в июне 2008 года они подали в окружной суд округа Колумбия в Вашингтоне петицию, в которой говорилось, что Мингазов никогда не участвовал в боевых действиях, не поддерживал врагов Америки или их союзников, не состоял в «Аль-Каиде» или «Талибане». Задержали его в доме для беженцев в Пакистане, и никаких обвинений против него власти США так и не выдвинули. 

Надо сказать, что один процесс по делу Мингазова все же был. Россиянин подал петицию в Американский федеральный суд, который вынес вердикт весной прошлого года. Судьи постановили, что администрация Обамы должна выпустить Равиля на свободу. Однако никаких изменений в судьбе заключенного не произошло, рассказала «Голосу России» мать Мингазова Зухра Валиуллина:

«Дело в том, что уже около двух лет, как был независимый суд. Он вынес решение, что Равиль невиновен. Говорят, еще апелляция будет на это решение. Прошло полтора года — никакой апелляции нет. Человек сидит — не знает за что и не знает, сколько ему еще сидеть. Я с ним разговаривала 21 сентября, через Интернет мы виделись. Первый раз за 11 лет я увидела сына. Ну, говорит, что содержание, условия хорошие. Но дело в том, что семью потерял. Сыну, когда Равиль уходил, был год — а теперь сыну 13 лет».

Еще в 2002 году, когда Мингазов оказался в Гуантанамо, Генпрокуратура России подтвердила его гражданство и направила американским властям запрос о его выдаче. В ФСБ к Мингазову, после всех его нелегальных путешествий через границы, тоже есть определенные претензии. Поэтому сам Равиль просит, чтобы его освободили и отправили в какую-либо третью страну, отметил в интервью «Голосу России» председатель Татарского общественного центра Рафис Кашапов:

«Родители просят, чтобы Равиля Мингазова не в Россию, а куда-то в исламские страны переправили из гуантанамской тюрьмы. Мой вариант такой. Думаю, московские правозащитные организации должны взять под личную ответственность, чтобы Равиля по их просьбе освободили и они взяли бы под свой контроль, чтобы не было преследований. Это был бы самый лучший вариант для Мингазова».

Напомним, что президент США Барак Обама распорядился о закрытии тюрьмы на базе Гуантанамо 22 января 2009 года, через два дня после вступления в должность. Тем не менее тюрьма никуда не делась. В апреле этого года скандально известный сайт WikiLeaks обнародовал секретные данные о том, что в этой тюрьме содержались около 150 невиновных людей.

— В ранге соучастника
— Спецслужбы Британии заплатили миллионы узникам Гуантанамо
— «Мы разрушили жизнь человека по ошибке»

Среди них крестьяне, племенные вожди и водители, которых американские войска захватили или купили у тех, кто их захватил — в Афганистане и Пакистане. Всего же на сегодняшний день на базе в Гуантанамо содержится 181 иностранец.

Что же касается дела Мингазова, то Москва может и должна требовать его выдачи, считает эксперт Московской юридической академии Пауль Калиниченко:

«Россия, несомненно, должна была — и что, собственно и сделала — оформить определенные документы, в том числе запрос на выдачу. Что в данном случае для Америки, как понимаете, не имеет обязательного характера. Россия в принципе может настаивать только на передаче его российскому правосудию. И выяснение всех обстоятельств уже по российскому законодательству. Если он попадет в Россию, здесь все равно будет возбуждено производство с целью установления всех фактов в причастности его к террористической деятельности как на территории России, так и на территории других государств».

Так или иначе, даже быть под следствием лучше, чем долгие годы ожидать хоть каких-то подвижек в деле. Тем более что опасения правозащитников не всегда оправданы. Положительный опыт уже есть – США все же выдали Москве семерых россиян, которые содержались в Гуантанамо. В России они оказались на свободе, в дальнейшем судьба их сложилась по-разному.

К примеру, Айрата Вахитова и Рустама Ахмерова задержали в августе 2005 года в Москве, заподозрив в причастности к серии терактов. Однако через месяц выпустили из следственного изолятора и принесли им официальные извинения. Сегодня Вахитов и Ахмеров живут в одной из ближневосточных стран.

Еще один бывший «гуантанамовец», Шамиль Хаджиев, был задержан в декабре 2004-го. Его подозревали в причастности к деятельности запрещенной в России экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», однако отпустили за неимением доказательств. Хаджиев уехал в Европу. Ну а Мингазов ,что ж, не хочет ехать в Россию, и ладно. Только отпустили бы его, да и Гуантанамо прикрыли наконец. Держать людей взаперти без суда и следствия – как-то это не вяжется с образом «ведущей мировой демократии».

http://rus.ruvr.ru/2011/10/19/59000979.html

20.10.11.