7 октября на Босфоре, светит яркое солнце. Вторая половина дня, время после пятничной молитвы. В Зейтинбурну, в оживленном пригороде Стамбула, у входа в квартиру на втором этаже многоэтажного дома стоит молодой человек. Он звонит в дверь, ему открывает бородатый мужчина; это Шамсуддин Батукаев – чеченский исламский духовный лидер, проживающий в этой квартире вместе со своей женой и взрослым сыном. Речь идет о Чечне, говорит посетитель, и это срочно. Имам Шамсуддин Батукаев приглашает незнакомца в дом и предлагает ему чай; он приехал с родины и вызывает доверие. Молодой человек пытается убедить хозяина квартиры в том, что он, имам, должен вернуться домой в Чечню. «Я вернусь только тогда, когда Чечня будет свободной», — отвечает имам. Для него тем самым разговор закончен. Молодой человек просит разрешения воспользоваться туалетом, Батукаев показывает ему ванную и покидает квартиру. Это спасает ему жизнь.
«Твой отец ушел?»
Встреча на частной квартире является последним звеном в цепи событий, которые вот уже несколько недель держат в напряжении Стамбул. Они больше напоминают один из триллеров Джона Ле Карре, чем реальную действительность. В городе находятся российские наемные убийцы, которые систематически работают над списком приговоренных к смерти. В поле их зрения находятся проживающие в эмиграции враги государства – военные или гражданские руководители чеченских повстанцев. В четырнадцатиэтажном доме в Зейтинбурну и в соседних жилых башнях были убиты несколько чеченцев, покинувших свою родину из-за гражданской войны. На лестнице можно встретить закутанных в черные ткани женщин.
Шамсуддин Батукаев также носит одежду истинного верующего; у него большая борода, а на голове — вязаная шапка. «Беженцы – это получившие ранения бойцы и их семьи, бежавшие от российского террора», — говорит этот 55-летний человек и складывает руки на животе. Он является важным человеком, главным имамом среди чеченских эмигрантов, он был верховным шариатским судьей у себя на родине и одним из лидеров исламистских сепаратистов, а в 2000 году после второй чеченской войны он был вынужден бежать из столицы Чечни города Грозного. Совсем не просто встретиться с Шамсуддином Батукаевым. По словам его окружения, Грозный пытается оказать на него давление. Если он будет разговаривать со средствами массовой информации, это может повредить его семье, сообщили ему. Тем не менее он согласился на встречу у себя дома для того, чтобы рассказать о событиях, произошедших 7 октября.
«Как только я вышел из квартиры, незнакомец открыл дверь ванной комнаты и спросил моего сына: «Твой отец ушел?» Сын это подтвердил, и тогда он вновь закрыл дверь, а через некоторое время вышел и сказал: «Я еще раз зайду через три часа. Передайте это, пожалуйста, вашему отцу». Слова и действия незнакомца показались подозрительными.
Проживающие в эмиграции чеченцы не чувствуют себя в безопасности, в том числе и в Стамбуле – в самой любимой ими тихой гавани. Турция уже в течение многих лет принимает беженцев из Чечни и предоставляет им гостевой статус. Также в течение многих лет российский президент Владимир Путин ведет войну против чеченских повстанцев независимо от того, где они находятся. В феврале 2004 года произошло первое убийство в Катаре, затем последовали нападения в Вене, Азербайджане и Дубае, но чаще всего в Турции, где только с сентября 2008 года по февраль 2009 года среди бела были расстреляны дня трое бывших участников русско-чеченской войны. Члены российских спецподразделений имеют лицензию на убийство. В 2006 году в Думе был принят закон, разработанный по американскому образцу. Он разрешает проводить ликвидацию «террористов» за границей.
Как раз недавно английская газета Daily Telegraph опубликовала директиву российской спецслужбы от марта 2003 года. Из нее следует, что получившие специальную подготовку агенты уже тогда получили разрешение на «ликвидацию за пределами Российской Федерации» «главарей незаконных террористических группировок и организаций, экстремистских формирований и объединений индивидов, которые незаконно покинули Россию и в отношении которых был выдан ордер на арест».
Около семи часов вечера незнакомец возвращается. В тот момент, когда он пытается со стороны парковки подойти к дому с надписью «Блок №6», его окружают трое мужчин плотного телосложения, после чего происходит потасовка. «После этого наши люди обнаружили пистолет, который находился у него под пиджаком», — рассказывает Шамсуддин Батукаев. «Наши люди его обезвредили». А что было потом? «Ночью они его допрашивали, а утром передали полиции. Он признал, что должен был убить меня и членов моей семьи, так как я отказался возвращаться в Чечню». На допросе незнакомец казахского происхождения признал, что он был послан для того, чтобы вернуть Батукаева на родину или его убить. В ванной комнате он прикрутил глушитель к своему пистолету, а после этого обнаружил, что намеченной жертвы уже нет дома. Наемный убийца не сказал о том, кто его послал. Проживающие в эмиграции чеченцы убеждены, что его направил резидент Рамзан Кадыров – наместник русских в Грозном. «Он будет пытаться завершить то, что начал 16 сентября», — добавляет Батукаев.
Перенесемся на некоторое время назад. И 16 сентября, в пятницу, погода в Стамбуле была прекрасной. На центральной площади в Зейтинбурнусе расположено большое количество чайных, парикмахерских, магазинов; дети резвятся на игровой площадке. Большинство взрослых проводят здесь пятничную молитву, в том числе и чеченский лидер Берг-Хаж Мусаев по прозвищу амир Хамзат, а также два его телохранителя. В 14.42 эти трое покидают расположенную неподалеку мечеть. Мусаев хочет что-то достать из своего припаркованного рядом автомобиля. Когда этот чеченец доходит до машины, к нему на медленной скорости приближается автомобиль марки Ford Mondeo. Неожиданно раздаются выстрелы. Трое чеченцев падают на мостовую. Автомобиль Ford останавливается на стоянке, и из него выходит человек в черных очках. У него в руках пистолет с глушителем. Затем он спокойно подходит к лежащим жертвам и производит выстрелы в голову. «Все это продолжалось, наверное, около 30 секунд. Я видел, как этот человек подошел к машине, сел в нее и медленно уехал», — рассказывает 52-летний владелец чайной Бахри Аданур (Bahri Adanur), наблюдавший через окно за действиями преступника. Он так его описывает: «Ему примерно 50 лет, атлетического телосложения, и у него очень светлая кожа. Совершенно ясно, что это не турок». В чайной в эту среду как обычно сидят завсегдатаи заведения и играют в карты. Большинство из них были здесь и в тот день, когда прозвучали выстрелы. «Это была казнь среди бела дня», — добавляет один из присутствующих.
Подробности: Карательная группа Кремля «уничтожила чеченских исламистов в Стамбуле»
Камеры видеонаблюдения зафиксировали это преступление. Вообще злоумышленники часто попадали в поле зрения видеокамер – в аэропорте, когда они прилетели в Турцию за 14 дней до описываемых событий. В отелях, в которых они останавливались. Во время изучения местности, которое они проделали с помощью шести арендованных автомобилей. Они детально изучали распорядок дня Берг-Хажа Мусаева. Мусаев приехал в Стамбул 18 месяцев назад для того, чтобы подлечить свои боевые ранения. Он является одним из приближенных самого разыскиваемого человека в России – Доку Умарова. Этот чеченский лидер повстанцев взял на себя ответственность за проведение терактов в московском метро в марте 2010 года, а также взрывов в аэропорте российской столицы в январе 2011 года. Умаров, известный как «кавказский бин Ладен», ведет ожесточенную войну против чеченского резидента Рамзана Кадырова, который также считается безжалостным человеком.
Полученная спустя три дня после совершения убийства информация привела полицейских в гостиницу в старом городе. В номере предполагаемых убийц все указывает на торопливые сборы. Следователи обнаружили приборы ночного видения, флеш-накопитель USB, российский паспорт и пистолет, который позднее был установлен как оружие, при помощи которого было совершено преступление. Через несколько дней стало известно, что полицейские разыскивают семерых мужчин и одну женщину. Все они, судя по всему, являются сотрудниками российской секретной службы. Они были разделены на три группы. Одна устанавливала пути передвижения и привычки Мусаева, другая занималась организационной частью, а третья отвечала непосредственно за убийство. Все они в начале сентября въехали на территорию Турции как туристы.
Получив информацию, спецподразделение турецкой полиции направляет своих гражданских сотрудников в район, где расположена эта небольшая гостиница. В течение целого дня они ждут возвращения группы российских агентов. Но напрасно — эти восемь человек, судя по всему, почувствовали опасность. Немного позже выясняется, что они смогли беспрепятственно покинуть Турцию.
Подробности: Подтвердилась причастность России к делу об убийстве чеченцев
«Мы убеждены в том, что российская спецслужба ФСБ заказала эти убийства», — говорит имам Шамсуддин Батукаев на встрече, которая проходит в его квартире. Это обвинение было неоднократно и самым решительным образом отвергнуто официальным представителем российского правительства. Турецкое руководство также предпочитает – по соображениям внешнеполитического порядка – прямо не обвинять Москву. Раньше это было не сложно, так как киллеры становятся все более профессиональными и работают чисто. Но на этот раз после тройного убийства они оказались на волосок от провала и оставили следы, позволяющие сделать однозначные выводы.
24 сентября, спустя неделю после убийства, сотни людей проводят демонстрацию в районе пешеходной зоны перед российским генеральным консульством в Стамбуле. Представители исламистских организаций протестуют против «кровавого российского террора» и требуют от турецкого правительства обеспечить безопасность примерно 2000 чеченских беженцев, проживающих в Турции.
Подробности: В Турции растут опасения среди чеченцев
Через три дня после этого в аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле появляется тот самый молодой человек, который позднее позвонит в дверь квартиры Шамсуддина Батукаева. На допросе после задержания он признает, что имам был не единственной целью. Он должен быть также убить брата Доку Умарова – организатора терактов в Москве.
Ваха Умаров – брат Доку Умарова – также пришел на встречу, проходившую в спартански обставленной квартире имама. Это была уже маленькая сенсация, так как Ваха Умаров раньше никогда не давал интервью. Это человек плотного телосложения и невысокого роста с угловатым черепом, голубыми глазами и удивительно звонким голосом. «Кто-то должен заботиться о женщинах и детях в нашей семье, — говорит он. – Поэтому я здесь. Я не очень активен. Но они, тем не менее, хотели меня убить, как и любого другого, кто выступает против России».
Во главе расстрельного списка
Ваха Умаров утром 8 октября позвонил в полицию для того, чтобы передать того самого молодого человека, которого они схватили накануне вечером. Когда сотрудники полиции провели обыск в его гостиничном номере в районе Зейтинбурну, они обнаружили детальные планы квартир обоих чеченских лидеров. Во время ареста были также найдены автоматические устройства для шумоподавления, которые обычно используются российскими спецподразделениями. Пойманный злоумышленник сначала дал обширные показания, но потом отрицал все сказанное – в настоящее время он находится в изоляторе предварительного заключения. В России по этому поводу выступил близкий к Кремлю аналитик Максим Шевченко. В интервью газете «Известия» он заявил, что в случае покушения на имама речь идет об обычной мести, поскольку Батукаев, будучи судьей шариата в Грозном, был вынужден принимать «очень суровые решения». Возможно, этот молодой человек потерял таким образом отца и решил отомстить.
«Это не месть, а заказное убийство, — подчеркивает Шамсуддин Батукаев. Но он не отвечает на вопрос о том, приговаривал ли он людей к смерти как шариатский судья. Он и Ваха Умаров опасаются того, что следующий наемный убийца уже на пути в Стамбул. Именно 7 октября они узнали, что их имена находятся во главе расстрельного списка. Они не скрывают, что являются смертельными врагами России. «Волков бояться – в лес не ходить», — цитирует Ваха Умаров российскую пословицу. Тем не менее они требуют от Турции не мириться с тем, что российские убийцы по контракту спокойно убивают своих жертв в Стамбуле. «Мы приехали сюда для того, чтобы выжить», — говорит Шамсуддин Батукаев. Так он недавно сказал и местным полицейским. Их ответ: «Вы должны сами получше о себе заботиться».
(«Berliner Zeitung«, Германия)
26.10.11.