Главная » Все Новости » Главная новость » Сюжет ненадолго ускользнувший от кремлевской цензуры

Сюжет ненадолго ускользнувший от кремлевской цензуры

В воскресенье вечером в программе «Центральное телевидение» показывали обычный набор из банальщины и пропаганды, повествует корреспондент журнала Time Саймон Шустер. Деревенский мальчик прочитал стихи с похвалами полицейскому, премьер-министр Путин встал к штурвалу комбайна, «но затем произошло нечто странное: в программе показали сюжет о жестокости полиции и пытках в Чечне», сообщает автор. Неужели цензоры задремали? Или журналисты сошли с ума? — вопрошает он, поясняя, что в России на эту тему наложено строжайшее табу.

Впрочем, по данным автора, этот сюжет попал в эфир лишь на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, а затем был заменен рассказом на тему балета. «Но остальная страна получила дозу суровой правды жизни. Молодой чеченец Ислам Умарпашаев, с забинтованным, все еще кровоточащим изуродованным носом, рассказал зрителям, как люди в форме похитили его из дома после того, как он в интернете покритиковал чеченскую полицию.

Он сказал, что его держали в заточении четыре месяца, приковали к батарее отопления в подвале, били, в том числе пистолетом в висок, и неоднократно подвергали электрошоку. По его словам, когда он отказался признавать себя виновным в терроризме, полиция начала готовить его к инсценировке контртеррористической операции», — говорится в статье.

Российский журналист объяснил за кадром, что тюремщики кормили его, позволили его ранам зажить, разрешали мыться, но не бриться, чтобы с бородой он походил на стереотипного радикала-исламиста. «Закадровый голос утверждал, что чеченская полиция регулярно инсценирует перестрелки с такими эрзац-террористами, а их трупы оставляет лежащими в каком-нибудь здании в Чечне. Затем офицеры подсчитывают убитых и докладывают о них как об очередном успехе в российской войне с террором», — сказано в статье.

По данным Шустера, государственное телевидение не показывало ничего подобного как минимум с начала 2000-х годов. Журналистов и правозащитников, сообщавших о пытках и внесудебных казнях в Чечне, часто похищали, избивали или убивали, утверждает автор, напоминая о судьбе Натальи Эстемировой.

Как сообщает издание, полиция отпустила Умарпашаева под нажимом российского «Комитета против пыток». «Активисты приютили Умарпашаева и его семью на явочной квартире, где журналисты НТВ и отсняли сюжет», — говорится в статье.

По словам активиста Александра Немова, журналисты сказали, что шансы на показ программы в Москве невелики, но решили попробовать. «Но почему это произошло именно сейчас? И почему журналисты пошли на попятный?» — вопрошает автор. По его мнению, за последний год табу на российском телевидении заметно ослабли.

«Кремль просто осознал, что контроль слишком жесткий, что никто уже не может дышать. Это начинало компроментировать нас перед Западом, а разница между тем, что звучит по телевизору, и тем, что обсуждается в интернете, стала абсурдной», — сказал в интервью неназванный высокопоставленный продюсер «Первого канала». И все же, «когда тема щекотливая в политическом плане, Кремль до сих пор звонит и сюжет снимают», добавил продюсер.

По мнению Шустера, разоблачение, показанное в воскресенье, лишь подтвердит запрет на освещение ситуации в Чечне. А когда Путин вернется в президентское кресло, таких проколов вообще не станет — по всем каналам будут показывать только Путина, заключает он.

Источник: Time
02.11.11.