Уважаемые господа!
Мы, члены Независимой Международной Правозащитной Группы, получили сообщение от Светланы Ганнушкиной – председателя Комитета «Гражданское содействие», члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, члена Правительственной комиссии по миграционной политике относительно дела чеченского беженца Майрбека Тутушева, находящегося в данное время в Швеции, которое предлагаем Вашему вниманию.
Свидетельство по делу Майрбека Тутушева, 1987 г.р.
С семьей матери Майрбека Тутушева наша организация познакомилась давно. Дядя Майрбека Болот Дасаев был помощником Сергея Адамовича Ковалева, когда Ковалев был депутатом Государственной думы РФ.
В начале второй чеченской войны в 2000г. Болот Дасаев, как и многие сотни чеченцев, был обвинен в хранении оружия и осужден, несмотря на нашу адвокатскую поддержку и убежденность в том, что обвинение фальсифицировано.
Когда в 2000 году федеральные войска брали Грозный, в поселке Алды (одно из самых трагических событий второй чеченской войны) убили отца Майрбека, его сестру и двоюродного брата. Дом, в котором они жили, был разбит крупнокалиберными артиллерийскими снарядами.
С того времени внимание правоохранительных органов постоянно привлечено к семье Дасаевых и Тутушевых.
В 2004г. Майрбек Тутушев еще школьником во дворе своего дома в 10-ти шагах от двери подорвался на мине. Юноша потерял глаз, врачи были вынуждены ампутировать пальцы на левой руке. В результате травмы у него развилась бронхиальная астма, появилась киста мозга. Об этом случае писали в газетах.
Однако постоянно сменяющиеся в Чечне сотрудники органов внутренних дел по чьему-то доносу обвинили Майрбека Тутушева в том, что он получил ранение, сражаясь в незаконных вооруженных формированиях. На самом деле вся его вина состояла в том, что он не отказался несколько раз ночью покормить и купить продукты для своего родственника, состоявшего в незаконных вооруженных формированиях. Родственник был убит в 2007г. Майрбеку не раз приходилось тайно бежать из дома, когда к нему приходили люди в камуфляже и масках. Родственники уговорили Майрбека признать вину и пройти амнистию, за это обещали больше не трогать его семью. Майрбек сделал это: признал свою вину, провел некоторое время в заключении, где его жестоко избивали, добиваясь информации об месте тайника с оружием убитого родственника. От сильного удара у Майрбека произошел разрыв селезенки. Выйдя из-под стражи, Майрбек был вынужден подвергнуться операции по удалению селезенки.
Тутушев был амнистирован, остался на воле, но шлейф обвинений тянется за ним до сих пор. Некоторое время Майрбек скрывался в Абхазии, нелегально перейдя границу, пытался обосноваться там, работать, но это не получилось, и он возвратился. Майрбек понял, что там он подвергается не меньшей опасности и не сможет работать и жить постоянно.
Майрбек Тутушев старался наладить нормальную жизнь, учился заочно в гуманитарном институте. Но это было невозможно.
Со 2-го на 3-е июня 2010г. в 3 часа ночи в дом, где живет Майрбек со своей 85-летней бабушкой, ворвались вооруженные люди без масок этнические чеченцы.
Мать Майрбека Мубарик Дасаева пришла ко мне на прием в Москве. Она так, с его слов, описывает задержание. Майрбеку велели собираться и одеваться. Ничего не объясняя, приказали взять куртку и носки. Он положил носки в карман, долго искал паспорт, они злились. Сами нашли его паспорт, забрали несколько флаконов дорогих духов – приданое сестры, 26 тысяч рублей, которые нашли в доме.
Пока проводившие обыск собирали награбленное, и паковали книги и документы, Майрбек тихонько надел кроссовки и бросился бежать дворами.
Преследователи начали стрелять, ранили Майрбека в ногу, но не смогли поймать.
Наутро Мубарик Дасаева и ее брат пошли в РОВД Октябрьского района, где им отдали паспорт Майрбека, его учебники и Коран. На требование вернуть духи и деньги сказали: «Можете писать заявление об ограблении».
Им сказали, что ночные гости приходили по доносу от сотрудников батальона «Север», которым кто-то донес, что Майрбек Тутушев ваххабит и бывший участник незаконных вооруженных формирований.
Родственники потребовали объяснений, и после проверки получили ответ, что претензий к Майрбеку нет.
На мой вопрос, стоит ли нам поднимать шум в прессе, Мубарик сказала, что не хочет гласности, потому что боится кадыровцев, которые будут врываться ночами в дома их родственников.
Но это, по словам Мубарик, происходит и сейчас: вооруженные чеченцы приходят к двоюродным братьям по ночам и спрашивают про Майрбека.
Алихана — двоюродного брата Майрбека тоже в ту же ночь привезли в РОВД. Утром Алихана забрала его мать. Она узнала одного из забиравших.
С тех дней 2010 года вся семья находится в напряжении, бабушка боится жить дома. Несколько раз сотрудники органов внутренних дел приходили к Мубарик и спрашивали, где Майрбек.
До января 2011г. Мубарик по доверенности получала пенсию Майрбека, но в прошлом месяце ей в этом отказали.
8 февраля Мубарик позвонил участковый, он хотел заехать и отвезти ее в Октябрьский РОВД г. Грозного. Но она пришла сама. Ее допрашивал некий Алексей, не предъявивший ей удостоверение. Алексей хотел говорить с ней наедине, но она попросила участкового остаться. Алексей сообщил ей, что у ее сына изъяли «незаконные книги и флешки». Мубарик сказала, что не видела сына с июля месяца. Алексей сообщил ей, что сын в Швеции, и просил это подтвердить. Она сказала, что не доверяет им, но потом согласилась и спросила Алексея, собираются ли они его вернуть. Алексей ответил, что у них нет для этого средств.
Алексей задавал Мубарик странные вопросы о том, кто такие ваххабисты и знает ли она, что они всех убивают. Она ответила, что не знает этого, но уверена, что ее сын замечательный человек, он не ваххабист и никогда никого не убивал.
В поисках Майрбека из Чечни звонили в Абхазию и спрашивали, нет ли его там. Майрбек и его семья в России находятся в постоянной опасности.
По нашему убеждению положение Майрбека Тутушева соответствует определению беженца Конвенции ООН 1951г.
Председатель Комитета «Гражданское содействие»,
член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
член Правительственной комиссии по миграционной политике.
Светлана Ганнушкина, 31 августа 2011г. Москва.
Уважаемые Сотрудники Миграционного Управления Швеции!
На днях Майрбек Тутушев связался с одним из членов нашей Правозащитной Группы и сообщил невероятную новость. Он сказал, что после трехкратного негатива власти Швеции готовят его к экстрадиции на родину. На размышления Тутушеву предоставлено время – 1 месяц, в течение которого он должен покинуть пределы Швеции, в противном случае его ожидает насильственная депортация.
Нам показалось сообщение М.Тутушева невероятным вследствие того, что согласно предоставленным Светланой Ганнушкиной документам, экстрадиция Майрбека Тутушева в Россию-Чечню категорически недопустима.
У нас, правозащитников, на протяжении долгого времени внимательно отслеживающих ситуацию с правами человека в Чеченской Республике, есть твердая убежденность в том, что если Майрбек Тутушев подвергнется депортации на родину, он подвергнется чудовищным пыткам, заканчивающимся, как правило, мучительной смертью.
Нам представляется, что Швеция, являющаяся старейшей демократической страной, покроет себя пятном позора, отвергая Конвенцию о Статусе Беженцев (1951 г.) и дополнительного протокола (1967 г.), статья 33 которой запрещает высылку или принудительное возвращение беженцев «на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».
Мы убеждены, что Вы не станете подвергать опасности жизнь совсем еще молодого человека и предоставите надежное убежище Майрбеку Тутушеву, перенесшему на своем коротком веку столько нечеловеческих страданий.
С надеждой на взаимопонимание –
Независимая Международная Правозащитная Группа:
Виктория Пупко —
президент фонда имени Анны Политковской, США;
Майрбек Тарамов —
директор Чеченского Правозащитного Центра, Швеция;
Надежда Банчик —
журналист, член Международной Амнистии, США;
Саид-Эмин Ибрагимов —
президент Международной Ассоциации «Мир и права человека», Франция;
Елена Маглеванная —
журналист, активист правозащитного движения, Финляндия;
Давид Кудыков —
журналист, писатель, Член ПЕН-клуба, Великобритания;
Майю Пладо —
активист правозащитного движения, Эстония.
1 ноября 2011 год
Mayrbek Taramov
Chechenews.com
02.11.11.