Россия потеряла десятки миллиардов долларов потенциальных доходов от сделок по поставкам оружия в результате падения ливийского лидера Муаммара Каддафи, заявил в среду российский чиновник, отвечающий за экспорт вооружений.
Россия, занимающая второе место в мире в области экспорта вооружений, неоднократно заявляла, что потеря ливийских оборонных контрактов стоила ей 4 миллиарда долларов.
«Цифра в 4 миллиарда долларов только номинальная, реальная упущенная выручка может превысить десятки миллиардов долларов», — утверждает глава Федеральной службы по военному и техническому сотрудничеству России Михаил Дмитриев.
Еще по теме: Для России гибель Каддафи – не повод радоваться
«Потери без всякого сомнения были… Мы не контактируем с новыми властями Ливии в оборонной области», — заявил он журналистам в расположенном на севере России Санкт-Петербурге.
Некоторые дипломаты критикуют Кремль за его двойственную позицию во время ливийского кризиса – он не встал на сторону поддержанного Западом восстания против Каддафи, но поддержал санкции против ливийского лидера и позволил Западу начать военную операцию.
Разногласия по ливийскому вопросу внутри российской элиты достигли такого уровня, что даже вылились – что происходит редко — в публичную огласку расхождений между премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым.
Подробнее: Медведев и Путин не договорились по поводу Ливии
Российские компании вложили сотни миллионов долларов в разведку нефти и газа в Ливии. ОАО «РЖД» строило в этой стране железную дорогу по контракту на сумму в 2,2 миллиарда евро.
Оборонные контракты, подписанные при правлении Каддафи, составляли в 2010 году 12% от объема российского оружейного экспорта, в общей сложности достигавшего 10 миллиардов долларов. Введенное в феврале эмбарго на поставку вооружений заставило Россию отказаться от новых контрактов на сумму в 4 миллиарда долларов.
Москва поставляла Каддафи оружие и ракеты, которые он безуспешно использовал против сил повстанцев, сформировавших временный правящий совет. После того, как Каддафи в прошлом месяце был захвачен и погиб, этот совет взял страну под контроль.
Россия поддержала первоначальную резолюцию Совета безопасности ООН, накладывавшую санкции на Каддафи и на его правительство, но воздержалась при голосовании по мартовской резолюции, которая санкционировала военное вмешательство.
У российских нефтяных компаний есть в Ливии ряд интересов – от крупной сделки по обмену активами между итальянской ENI и нефтяным подразделением государственной газовой компании «Газпром» до соглашения о поставках сырой нефти между Ливией и большим средиземноморским нефтеперерабатывающим заводом, часть акций которого принадлежит российской компании «ЛУКОЙЛ».
Еще по теме: В НПС Ливии обещают пока соблюдать договоры с Россией
Представитель Медведева в Африке Михаил Маргелов заявил в среду, что «Газпром нефть» и ENI возобновили совместную работу в Ливии, и что он не видит причин для пересмотра остальных крупных контрактов.
«Я не вижу причин для нового ливийского руководства пересматривать контракты с российскими компаниями. Они приносят прибыль и нам, и ему. Я уверен, что мы не потеряем ни нефтяные, ни инфраструктурные проекты», — подчеркнул он.
Тем не менее, в прошлую пятницу глава Газпром нефти Александр Дюков заявил журналистам, что форс-мажорный этап сделки по передаче Газпрому ливийского проекта Elephant в обмен на газовые активы в России до сих пор не завершился.
(«Reuters«, Великобритания)
03/11/2011