4-го ноября в России – в стране, которая является стратегическим союзником Армении, отмечался очередной День национального единства. Что ж, праздник как праздник, как и в любой другой стране мира, он мог бы стать символом того, к чему обязывает его название. Но на деле все оказалось иначе. Прямая трансляция так называемого «русского марша» в столице России по сайту Радио Свобода запечатлела весь этот черный кошмар, который царит в умах и душах значительной части россиян. Мы с тревогой смотрели кадры разгулявшейся ксенофобии и прогрессирующей деградации, принимающей все более агрессивные формы, ксенофобии и деградации, вооруженной все более абсурдными лозунгами, отбрасывающими огромную страну на глазах всего мира на обочину цивилизации, а то и вовсе – на свалку Истории. И эта страна управляется группой политически очень влиятельных людей, которыми руководит бывший президент, ныне премьер-министр, а через несколько месяцев, если ничего экстраординарного не случится, еще и будущий президент по имени Владимир Путин.
Куда идет эта страна, и почему нам не по пути с Россией Путина?
Спустя 20 лет после распада Советской империи и провозглашения нашей независимости, эту страну распирает двойственное чувство. С одной стороны, ее руководство души не чает, чтобы показать нам в постсоветских странах, что с ее эксклюзивным и привилегированным «влиянием» нам долго еще жить, а с другой стороны – обезумевшие от отсутствия жизненной перспективы и жажды найти виноватых многотысячные организованные группы молодежи выкрикивают: «Хватит кормить Кавказ», «Москва – не Кавказ», чему в душе симпатизирует значительная часть российской власти. И на митинги за гражданские права выходит раз в 10 меньше людей.
Фото: «Русский марш» в городах России
За последние 20 лет заигрывания властей с естественной постимперской фрустрацией в России его пиком стала сентенция Путина о распаде СССР как о «величайшей геополитической катастрофе 20-го века». Такая игра на постимперских чувствах и, в то же время, нагнетание самых низменных страстей против заполонивших российские города, и в первую очередь – столицу Москву, «нерусских» экономических мигрантов закономерно привели к зарождению в обществе устойчивой и довольно мотивированной прослойки сравнительно молодых и не отягощенных интеллектом носителей такой примитивной и крайне деструктивной философии. На глазах формируется течение, являющееся эдаким пассионарным носителем идеи «русскости» в многоэтнической и многоконфессиональной стране. Напуганная «оранжевой угрозой» власть заигрывает с ней, чтобы отвлечь общество от реальной, но немногочисленной оппозиции, а также для того, чтобы возместить дефицит хлеба и перспективы порцией «зрелищ», особенно когда впереди выборы, а кривая рейтинга вопиюще некомпетентной власти идет стремительно вниз. Зато стали вскидываться вверх руки в нацистском приветствии у представителей расистской молодежи и ее якобы «православных» поводырей.
Никто не может быть против идеи национального единства, или же принципа верховенства закона, в том числе и в сфере миграции. Но когда «виноватыми» становятся не власти, годами допускающие подобную бесконтрольность, а сами «понаехавшие» мигранты, когда власти не справляются с насущными проблемами своих дотационных регионов, как мусульманский Северный Кавказ, и допускают, чтобы в сопровождении полиции на «русском марше» толпа молодежи скандировала матерщину в адрес Аллаха, что является арабским обозначением Господа, то становится очевидным – такая страна просто долго не протянет. Не выдержит.
Одной из главных движущих сил в этих внутрироссийских процессах является системная коррупция и стремление власти к самовоспроизводству. Уж такова форма общественно-политической жизни стратегического союзника. И такая оценка не имеет никакого отношения ко всему российскому и русскому, что знакомо армянам за почти 200 лет совместной истории, а просто напрашиваются специфические ассоциации. В 30-40 годы прошлого века Германия никак не ассоциировалась с Бетховеном, Кантом или Шиллером, а с Аушвицем, гестапо и жалким ефрейтором, доведшим страну до позора и краха. И нормальные люди боролись против этой страны не из-за своей, скажем, «германофобии», а во имя того, чтобы раздавить гадину, порождающую такие ассоциации.
Сегодняшняя Россия, увы, так же не ассоциируется ни с литературой, вдохновившей своих армянских братьев по перу, положивших начало эпохе армянского Просвещения, ни с русским свободомыслием, давшим школу армянскому современному свободомыслию, ни школой музыки, откуда черпала вдохновение наша классика. Современная Россия становится болотом внутри себя и стремится стать жандармом вокруг себя с ее «таможенно-евразийскими союзами», обезумев от нефтегазового головокружения, возомнив себя одной из вершителей судеб человечества. В то же время, ей нечего предложить миру в гуманитарном и ценностном отношении. Ибо она ассоциируется с коррупцией, цинизмом, криминальным беспределом, вопиющим социальным расслоением.
Отставив в сторону решения своих насущных проблем необходимой внутренней реформации, российская власть вознамерилась заняться «собиранием земель» вокруг себя. Нам не по пути с сегодняшней Россией. И нам надо обязательно уберечь себя от этой напасти, рассматривая это как вопрос экзистенциальной важности. Национальный организм уже не выдерживает такой дозы системного яда на протяжении многих лет.
Мы не сможем изменить Россию, повлиять на ее путь, но мы не должны дать окончательно изменить нашу душу, не должны изменять себе, не дать, как в 11-ом веке, умирающей Византии брать нас с собой в историческую могилу. Мы потратили 10 веков и заплатили слишком высокую цену, чтобы выйти из государственного небытия каким-то чудом. И не дать себя загнать туда обратно, загнать вновь, чтобы ждать еще 10 веков мрака.