Путин встретился с членами Валдайского клуба. Они ждали его в конюшне. Он опоздал всего на два часа, и они успели познакомиться и с лошадью Путина, и с ветеринаром лошади Путина. Ждала и пресса — целая туча журналистов маялась от скуки.
Наконец он приехал; началось. Сорок минут — в присутствии прессы, а потом три часа — за закрытыми дверями.
Почему?
Государственные тайны Путин иностранцам не выдаст, это ясно. Свои истинные планы не выдаст ни-ког-да. Почему же удалили прессу?
Неужели этим иностранцам он говорит что-то одно, а нам — другое? И ещё вопрос: это ему мешает пресса? или им? или всем им вместе?
Он встретился с ними в восьмой раз (первый раз — в 2004-м, сразу после Беслана. Потом — то в Сочи, то на корабле…), но для него они не собеседники. Последним достойным собеседником Путина был только Ганди, но не дожил до своего счастья. А эти маститые эксперты (в прошлом — советологи, сейчас — РФологи) из Америки, Европы, из знаменитых университетов и исследовательских центров, они уже в некотором смысле служащие; точнее: политологи по вызову.
Уже восемь лет они подстраивают свой плотный график под Путина. Отменяют намеченные встречи и лекции, не спят, ждут часами… Что там происходит, когда они остаются наедине с ним? Ну, не конверты же там раздают.
Им по-настоящему интересно. Он действительно лидер, точнее — Хозяин страны, где плохая политика, зато много хорошей нефти и отличного газа. Захочет — закроет кран (так уже бывало). Захочет — пустит торговцев, включит зелёный свет, а разозлится — включит красный. Хозяин — это прозвище было у Сталина; ни Хрущёва, ни Брежнева, ни Андропова так не называли. И Медведева никому в голову не приходило так назвать.
Члены Валдайского клуба сочиняют «сценарии» и пытаются наставить Путина на путь истинный. Они, вероятно, не знают, что играют в XXI веке ту роль, которую в XVIII веке играли Вольтер и Дидро, переписываясь с Екатериной Великой.
“Madame, при вас на диво
Порядок расцветет, —
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, —
Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать”.
“Messieurs, — им возразила
Она, — vous me comblez”, —
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле.
Говоря прозой, милые разговоры философов с императрицей не остановили ужесточение крепостного права.
Восемь лет члены Валдайского клуба учат Путина радостям свободы и демократии. Результаты совестно даже обсуждать. И всё-таки — с готовностью приезжают, улыбаются. Что влечёт?
Отмучились, и тут же к каждому политологу бросается пресса (и его страны, и мировая): что сказал Путин? что вы думаете о том, что сказал Путин?.. Да после такой встречи можно целый год кормиться, рассказывая подробности, нюансы, похваляясь влиянием и остроумием.
Они, конечно, его критикуют, но каким-то образом чувствуют грань, которую переходить нельзя. Перейдешь — больше не пригласят. Значит, надо найти щёлку: критиковать (чтобы не выглядеть продавшимся), но мягко и не за главное.
Он их завербовал. Он мастер своего дела.
В некоторой степени, эта встреча резидента с агентурой. Это агенты влияния Путина на Западный мир. И они сейчас (в который раз) расскажут Западу: да, российская система ржавеет, гниёт, рассыпается, но всё решает здесь один человек, и только с ним имеет смысл договариваться.
За последние 80 лет эта «политика» Свободного мира не изменилась ни на миллиметр.
http://www.echo.msk.ru/blog/minkin/829822-echo/
14.11.11.