Отрывок интервью Андре Глюксмана радиостанции France Info
France Info: Андре Глюксман, вы философ, интеллектуал. Рассказать о вас в двух словах крайне сложно. Ранее вы придерживались крайне левых взглядов, были маоистом. Но вы же и стали обличать преступления тоталитаризма, включая тоталитаризм левого толка. Вы одним из первых стали рассказывать не только о нацистских концлагерях, но и сталинских. Массовая аудитория узнала вас в 1977 году благодаря Бернару Анри Леви (другой известный во Франции публицист и общественный деятель – прим. пер.). Вы являетесь «новым философом». Пропустим множество этапов. Сейчас вы публикуете книгу бесед с Еленой Боннер – женой лауреата нобелевской премии мира Андрея Сахарова. Книга называется «Роман универсального еврея» (Le roman du juif universel).
Как ранее вы обличали коммунистический тоталитаризм, сейчас вы обрушились на тоталитаризм в лице единственного человека — Владимира Путина. Не слишком ли много ему чести?
Андре Глюксман: Нет, не слишком. Взгляните на то, что происходит прямо перед нашими глазами – убийство трех тысяч сирийцев, но почему нет никаких ответных мер со стороны ООН, демократических государств? Потому что есть российское и китайское вето в ООН…
— Они отказываются осудить режим Башара Асада…
— И, если подумать, это совершенно неудивительно: ведь Путин ведет себя точно так же, как Башар Асад. То есть он истребляет собственное же население, чеченцев. Их умерло не три тысячи, а возможно 350-250 тысяч за десять лет. Вот это Путин и делает.
— Хорошо. Еще один вопрос, который я задам экспромтом, но, возможно, вы единственный человек, который сможет объяснить нам, что сын российского миллиардера делает во главе газеты France Soir на Елисейских полях (имеется в виду сын российского бизнесмена Сергея Пугачева Александр. В 2009 году он приобрел убыточную ежедневную газету France Soir, пообещав возродить былую популярность издания. Однако Пугачев так и не смог вывести издание из кризиса. Недавно стало известно, что он планирует продать France Soir — прим. пер.)?
— Смеется. Это крайне просто. На Россию падает фантастическая нефтяная манна небесная, но, как всем известно, она не используется во благо самой России. Лишь незначительная часть этой манны идет на поддержание российской элиты, а основная часть нефтегазовых денег утекает на Запад. И благодаря этому процветает гигантская коррупция. Не секрет, что на Западе всегда была коррупция. Но в данном случае у России появляется значительный ресурс для шантажа и коррупции.
— А какую цель, по-вашему, он преследовал при покупке France Soir – иметь рычаг воздействия или делать бизнес и получать прибыль в медийном бизнесе?
— Конечно же, иметь рычаг воздействия. Но они в России не очень хорошо знакомы с тем, как работают европейские СМИ. Они, в России, не слишком привычны к демократии, ведь в их стране такого явления не существует.
(«France info«, Франция)
21/11/2011