Реинкарнация Путина в качестве президента — суровый вызов, к которому плохо готовы западные державы, увязшие в собственных проблемах, полагает обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл. «Главная цель Путина как президента, потенциально до 2024 года, цель, оттесняющая на задний план все прочие, — это создание третьей, постцарской, постсоветской Российской империи», — утверждает автор.
Для Рейгана СССР был «империей зла», но Путин назвал распад СССР величайшей геополитической катастрофой века и, как считает автор, поставил цель устранить последствия этой катастрофы. В президентском кресле «Путин вновь будет держать внешнюю политику России под контролем, которого никто не сможет оспорить».
По мнению Тисдолла, Путин никогда особенно не интересовался внутренней политикой, и «его единственная политическая уловка — гипернационализм, противопоставляющий гордую страдающую Россию враждебному мировому заговору во главе с США». Однако эта уловка эффективна, полагает Тисдолл, поскольку даже оппоненты Путина признают его предполагаемые заслуги в восстановлении статуса России на международной арене.
Постепенно проявляются элементы стратегии Путина по возвращению России статуса великой державы. «Во многом план предопределяется противостоянием с традиционным недругом — Соединенными Штатами», — пишет Тисдолл. Так, на прошлой неделе Кремль пригрозил выйти из СНВ, если США не откажутся от планов ЕвроПРО. Между тем СНВ был стержнем «перезагрузки», которую Белый дом считает своим крупным достижением и козырем для переизбрания Обамы.
В ситуации, когда США заняты войнами на Ближнем Востоке и в Южной Азии, а также поглощены событиями «арабской весны», Вашингтон полагал, что спокойствие на российском «фронте» очень важно. «Путин, похоже, намерен радикально изменить ситуацию», — пишет автор.
Путин также активно воскрешает идею союза бывших советских республик Средней Азии, который, по мнению автора, умножит военное и политическое влияние России.
«Путинский проект третьей империи также включает в качестве ключевого элемента ужесточение политизированного контроля Москвы над поставками стратегических энергоносителей в Европу», — пишет автор. По мнению аналитиков, к 2030 году Россия будет контролировать до 50% поставок газа в Европу. Это важно, так как новую путинскую империю можно финансировать лишь за счет нефтегазовых доходов. «Возможно, Европа фактически оплачивает свое же подчиненное положение в будущем», — говорится в статье.
Автор находит много других примет «ответного удара империи»: сопротивление России «любому вмешательству на территориях, которые когда-то назывались ее «ближним зарубежьем», отказ вводить санкции в отношение Сирии, «фактическая защита иранской ядерной программы», как утверждает автор. «Тем временем Путин продолжает уделять приоритетное внимание модернизации российской армии», — говорится в статье.
«Мартовские выборы ни в коей мере не будут состязанием. Настоящая схватка начнется только после выборов», — делает вывод автор.
02.12.11.