Недавно мировые СМИ запестрели новостью: Госдеп США запретил жеребцам резидента Чечни Рамзана Кадырова принимать участие в скачках на территории Штатов. По крайней мере это касается штатов Нью-Йорк и Кентукки. Тогда скакуну Свит Даки (Сладкий Утенок) не дали лицензию и сняли с квалификационного забега на Keeneland Race Course. Власти США сослались на то, что хозяина Утенка – Рамзана Кадырова – регулярно обвиняют в пытках, убийствах и нарушениях прав человека в Чечне.
Однако Рамзану Ахматовичу и без США есть где выставлять на скачки своих жеребцов. Коих у него, по некоторым данным, насчитывается более 50… «МК» решил выяснить, в какие суммы резиденту Чечни, чья зарплата, согласно официальной декларации, в прошлом году составила около 350 тысяч рублей в месяц, обходится содержание собственной конюшни и участие лошадей в скачках за рубежом.
Недешево Кадырову обошелся и уже упомянутый Сладкий Утенок. Его купили в марте этого года для участия в дерби ОАЭ. За сколько приобрели жеребца — точно неизвестно. Однако американскому спортивному сайту ESPN тренер Утенка Келли Брин сообщила, что за очень много. Предыдущий хозяин отстегнул за Свит Даки 135 тысяч долларов.
Каким количеством чистокровных скаковых жеребцов владеет Рамзан, доподлинно знают только посвященные. Нам остается лишь питаться слухами. Так вот, речь идет примерно о 50-55 скакунах. В списке самых успешных — Бэнкэбл, Мурильен, Джитано Эрнандо, Свит Даки, Баритон, Истеблишед Голд, Эрджибас, Сторн Чипаза, Ройал Квайт, Гальтан, Дориан Краун, Хорезм, Михаил Глинка и Бронз Кэннон.
Содержание одного элитного скакуна, по оценкам экспертов, с учетом необходимого рациона, условий содержания, работы тренера, конюха, обследования ветеринаром обходится в сумму от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. Однако чем лошадей больше, тем содержание каждого на выходе получается дешевле. Путем нехитрых математических действий, если за основу взять то, что в конюшне чеченского резидента содержится 50 жеребцов и на каждого из них уходит даже пусть по 40 тысяч рублей в месяц, то общий ежемесячный итог — минимум 2 млн. рублей.
Гламурное хобби Рамзана, как ни крути, не вписывается в зарплату 350 тысяч, даже если учесть, что скаковые жеребцы Кадырова нередко становятся призерами главных соревнований и зарабатывают деньги. Так, в марте 2011 года чистокровный «англичанин» красной масти Джитано Эрнандо занял шестое место на Кубке Дубая-2011 и выиграл 200 тысяч долларов. Кроме того, Джитано стал первым на скачках в Сингапуре — по данным английских СМИ получил $3 млн.
В забеге «Дубай дьюти фри», проходившем вместе с Кубком Дубая, также «англичанин» Бэнкэбл вошел в тройку. Бронз Кэннон стала второй на конно-спортивных соревнованиях на Кубок Бетфреда, которые проходили на ипподроме Кентон в Англии 3 сентября 2011 года. Мерин Мурильен (его, по непроверенной информации, купили за $2,5 млн.) в 2009 году стал бронзовым призером Кубка Мельбурна и взял 450 тысяч долларов. А на скачках, проходящих на территории России, скакуны Кадырова практически каждый раз выигрывают или попадают в призы.
Однако же, по словам самого Рамзана Ахматовича, все призовые, за вычетом премиальных тренеру и жокею, направляются на благотворительные цели — в фонд имени Ахмата Кадырова. То есть, следуя логике президента, его затраты на содержание жеребцов не компенсируются. Да и люди, которые посвятили конному делу всю жизнь, в один голос говорят: это не бизнес, это для души. Всерьез заниматься лошадьми, да еще выставлять их на скачки, может только энтузиаст с толстым кошельком.
Идем дальше. Главной частью расходов на такое увлечение является вовсе не содержание, а участие в скачках. За транспортировку и простой животных в карантине (когда лошадей вывозят за рубеж) хозяева платят бешеные деньги. Известно, что за границей у Рамзана Кадырова есть лицензии на участие в скачках в Великобритании, ОАЭ, ЮАР, Австралии и, по некоторым сведениям, в Гонконге. Существует множество фирм-конеперевозчиков. Цены у всех примерно одинаковые. Вот таблица-прейскурант одной из таких компаний (см. таблицу)
Кстати, что касается участия скакунов Рамзана в скачках в Эмиратах — еще два года назад его лошади вроде бы «квартировались» там постоянно. Как сейчас — неизвестно. Но в 2009 году иранец Махди Лорния, конюх лошадей президента, находившихся в ОАЭ, стал главным подозреваемым в убийстве Сулима Ямадаева и был арестован. Когда произошло покушение, в Дубае как раз проходили скачки, в которых участвовали и жеребцы Кадырова.
Рамзан Ахматович — человек неутомимый. И просто покупки элитных пород лошадей и выставления их на скачки ему уже недостаточно. Теперь в Чечне занимаются тем, что выводят чеченскую скаковую породу лошадей. Селекционные работы начались еще в 2008 году: закупили тогда 5 племенных жеребцов чистокровной английской, калмыцкой, арабской и донской пород, также завезли и 40 кобыл. Появление первых чистокровных чеченских скакунов ожидают через четыре поколения. Видимо, тогда же мир увидит и целую плеяду жокеев-вайнахов.
mk.ru
14.12.11.