Пока власти страны борются с националистами, «разжигающими», «призывающими» и т.д., Татарстан остается уголком спокойствия для национал-радикалов. Разумеется, из числа представителей титульной национальности. И если для одиозных личностей вроде главы челнинского отделения Всетатарского общественного центра и большого друга ликвидированного террориста Хаттаба Рафиса Кашапова время от времени находится соответствующая статья УК, то другие любители порассуждать на тему «русской оккупации» иногда даже получают повышение по службе.
Последний и самый громкий скандал связан с именем журналистки (а ныне продюсера) государственного телеканала «Татарстан – новый век» Эльмиры Исрафиловой, которая, по свидетельству очевидцев, публично назвала русских оккупантами и рекомендовала всем, кому что-то не нравится в Татарстане, покинуть республику. Громкие заявления были сделаны Исрафиловой на митинге в защиту уроков русского языка в школах республики в июне с.г. Однако полиция, куда обратились возмущенные «русские оккупанты» из числа пикетчиков, не обнаружила в словах Исрафиловой ничего «разжигающего». Радикальные националисты из союза татарской молодежи «Азатлык» объявили героиню июньского скандала «нашей новой Сююмбике» (легендарная татарская царица), а на телеканале ТНВ Эльмиру Исрафилову повысили, предложив должность продюсера.
История взаимоотношений Татарстана и России многими историками в Казани до сих пор воспринимается как нечто чуждое национальному самосознанию татар, лишенных своей государственности «по воле русского государства». Причем идеи о подлой оккупации русскими Казанского ханства, начавшейся в 1552 году и продолжающейся по сей день, сегодня звучат уже не из уст маргиналов, а декларируются официальными учеными из Академии наук Татарстана на страницах учебных изданий.
В настоящий момент в центре внимания русской общественности республики оказался труд профессоров Дании Сабировой и Якуба Шарапова «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней». О содержании книги можно судить по названиям глав: «Война за независимость», «Сопротивление русской военной администрации», «Русская колонизация Татарстана», «Особенности русской колонизации» и т.д. Примечательно, что о колонизации и ее особенностях принялись рассуждать люди, которые в советское время сделали себе имя в научных кругах, обильно орошая творческими идеями благодатную почву интернационализма в контексте марксистско-ленинской идеологии (Якуб Шарапов выпустил в 1972 году монографию «Сила и жизненность национальной программы ленинизма»).
Помимо рассуждений о колонизации и оккупации на страницах учебника «История Татарстана» можно встретить мысль о том, что Татарстан является одной из «древнейших стран на северо-востоке Европейского континента», а территория Татарстана, по утверждениям Сабировой и Шарапова, «в V–II тысячелетиях до н.э. входила в систему региональной неолитической культуры, названной уральской культурой». Слов нет, в Казани существует целая плеяда публицистов, которые сделали поиск корней татарского народа то среди гуннов Аттилы, то среди монголов Чингисхана своей специальностью. При этом инструментарий некоторых «кандидатов в доктора» сводится, как правило, к поискам в названиях той или иной местности или этноса слов, схожих с тюркскими, чего оказывается вполне достаточно, чтобы объявить определенную местность тюркской или записать в тюрки целый этнос. Таким образом, озеро Байкал становится татарским «бай куль» (богатое озеро), бургунды все до одного объявляются тюрками, а этноним «русские» начинает вести свое происхождение от татарского «орыш», что означает «агрессия, война, завоевание». Последнее еще в середине 90-х утверждал татарский писатель Айдар Халим, известный открытыми обращениями к норвежскому королю с просьбой в срочном порядке предоставить татарам айсберг, куда бы он смог переселить свой народ подальше от злокозненных русских.
Подобные утверждения в самых разных формах всегда можно встретить на страницах казанского еженедельника «Звезда Поволжья», поэтому до недавнего времени они становились достоянием весьма небольшого круга граждан, причастных, как правило, к стану радикальных татарских националистов. Ситуация изменилась с появлением на свет детской книги Нуруллы Гарифа «Освободительная война татарского народа». Характер издания раскрывается уже на обложке, где помимо изображения объятой пламенем мечети Кул Шариф и портретов различных деятелей татарского национального движения помещен шеврон бойца волжско-татарского легиона вермахта «Идель-Урал». В книге чуть меньше 70 страниц, и все посвящены одной идее – татары жили мирно, пока на них не напали русские. Именно русские – упоминания о том, что войско Ивана Грозного было интернациональным, а сам царь по крови был наполовину татарином, вы не найдете. Зато в избытке можно обнаружить другое – моря и океаны крови татарского народа, насильственное крещение и прочие «прелести» жизни «в русской оккупации».
На сочинение Нуруллы Гарифа обратил внимание доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета Александр Овчинников. Ученый написал письмо в президентскую Комиссию по противодействию фальсификации истории с просьбой провести экспертизу и изъять «Освободительную борьбу» из открытой продажи (сочинение Гарифа можно купить в самом центре города всего за 30 руб.). Заявление Овчинникова «спустили» в прокуратуру Татарстана, а там решили, что искать «фальсификации» и «разжигание» лучше всего получится у специалистов Института истории имени Марджани АН РТ, то есть в родном заведении автора «Освободительной борьбы татарского народа». Стоит ли говорить, что эксперты не обнаружили в произведении Гарифа ничего такого, что «могло бы истолковываться как призыв к религиозной или национальной вражде». Что касается учебника «История Татарстана», то журналисты одного из информагентств обратились в Москву с просьбой дать оценку изданию. Однако гарантировать, что и в этот раз обращение не будет отправлено в прокуратуру, а оттуда на экспертизу коллегам татарских ученых, не может никто.
www.ng.ru
15.12.11.