Интервью президента Фонда стратегических и международных исследований Грузии Александра Рондели порталу Грузия online
— Конгресс США готов к углубленному сотрудничеству с Грузией в военной сфере, что отразилось и в военном бюджете Америки на 2012 год, где отдельной главой прописано о помощи Грузии в обеспечении защиты граждан Грузии, территориального суверенитета, правительства …
— Это долгая история о возможных поставках оружия и вооружения Грузии. Надо отметить, что Америка никогда не поставляла нам оружия, несмотря на различные публикации, особенно в российской прессе, лишь один раз были автоматы, и то купленные у частной компании. Америка в виде помощи нам продала радиостанции и несколько машин HUMMER. Вот и все! Неоднократную просьбу Грузии о продаже вооружения они воспринимали сдержанно и, к сожалению, всегда считали, что надо помочь грузинским вооруженным силам только в подготовке армии, но не вооружать. После войны 2008 года новая администрация продолжила эту позицию, вместе с тем, в Америке есть отдельные конгрессмены и сенаторы, которые считают, что Грузия имеет право обороняться и иметь оборонительное оружие, тем более после такого нападения в 2008 году. Грузия, как любая страна, имеет право на оборонительное вооружение, что не подлежит никакому обсуждению и ни одна третья страна не имеет право запретить нам приобрести оружие такого типа. Поэтому, логично, что эта идея продвигается отдельными американскими политиками, согласится администрация или нет – это еще вопрос.
— Но если президент Обама не утвердит бюджет в этом в виде, возможно, это, подстегнет Россию к новым военным действиям против Грузии?
— Наши силы настолько неравны, что для России не имеет значение, будет Грузия вооружена или нет, она напала на заведомо слабого противника, зная, что легко может победить. Россия никогда не потупит так против Украины.
— Эрик Рубин, посетивший недавно Грузию второй заместитель госсекретаря заявил, что США работают над тем, чтобы к Чикагскому саммиту НАТО среди стран-членов сформировалась единая позиция по интеграции Грузии в евроатлантические структуры. Может произойти что-то реальное или страны-НАТО удовлетворятся очередными обещаниями?
— Нет никаких технических проблем, из-за которых Грузии можно было бы отказать в НАТО, но отдельные страны альянса против нашего принятия, другие считают, что это хорошо, но в один голос нас поддерживают восточноевропейские страны НАТО, они хорошо понимают, насколько это важно для их безопасности. Думаю, все из-за резкой позиции России и в этом ее поддерживают некоторые европейские страны, особенно Германия, которая выступает как тамада, можно сказать. Безусловно, для нас большое значение имеет поддержка Америки, она оплачивает около ¾ расходов НАТО. Во время Бухарестского саммита в апреле 2008 года, Германия провалила предоставление ПДЧ (МАР) Грузии, после чего Россия приняла решение начать войну против нас, а с апреля началась форсированная подготовка к удару по Грузии.
— Но сегодня иная ситуация, была война …
— Да, кое-что изменилось и может, еще больше измениться. Мы были рады, когда нас назвали страной-аспирантом вместе с другими странами. Вот это был сюрприз! В документе министериала НАТО так просто это слово не попадает, каждую запятую просматривают несколько раз, выверяют каждое слово, чтобы ничего не прокралось. Мы продвинулись вперед еще на одну ступень. Вопрос заключается и в том, что Грузия все хорошо выполняет и должна получить за это какую-то награду — когда здесь был генеральный секретарь НАТО, он очень положительно оценил работу Грузии. Если Чикагский саммит не наградит Грузию, то это будет означать, что НАТО является уже Наташей (имеет место обыгрывание слов — Нато — сокращенная форма в грузинском от имени Наталья — ред.) и выполняет приказы из Москвы, а не сама решает, что делать. Получается, что третья страна, не являясь членом альянса, может влиять на ее решение — позорная ситуация, если Россия регулирует вопросы кого принять и кому что предоставить в НАТО.
Но Россия очень важный игрок – огромная ядерная держава и большой рынок для западных стран, особенно хорошие отношения у Германии с Россией, хотя Германия сегодня играет главенствующую роль в Евросоюзе, для нее желание России чуть ли не приказ. Особого прорыва не будет, но думаю, наша позиция немного улучшиться.
— Чем обусловлен визит госсекретаря Хилари Клинтон в Грузию?
— Не только госпожа Хилари Клинтон приезжает к нам, но и наш президент собирается в США. Думаю, это поддержка Грузии, в мире много государств, но их так часто не посещают, а в некоторых странах вообще не бывает американский госсекретарь. Взаимные визиты демонстрируют, что отношение к Грузии серьезное и те страхи, будто Америка уходит отовсюду и всех оставляет, о чем нам постоянно твердят, несостоятельны. Естественно, мы не являемся ведущим приоритетом для национальной безопасности США, но у них есть определенные интересы в нашей стране. Американцы и впредь будут помогать Грузии, хотя все думали, что при Обаме забудут о Грузии, но этого не случилось.
— Если судить по нашумевшей статье «Москва оптимизирует военную группировку на юге» (НГ, Сергей Коновалов, 12.15.2011.), то Россия готовится к серьезным военным операциям, в том числе и в отношении Грузии. Ваш комментарий.
— Думаю, такая утка запущена специально, чтобы проверить реакцию и еще раз напомнить окружающим, что Россия особенная страна и может делать все, что захочет, независимо от норм международного права. Ввязываться в такие дела, когда у нее серьезные внутренние проблемы, не выгодно для России, но не исключено, что хотят перенести внимание со своих проблем — они могут себе это позволить так же, как в 2008 году, ведь никто их за войну не наказал. России выгодно повышение цен на нефть, но трудно представить удар Израиля по Ирану. Иран огромное государство, для уничтожения ее подземных ядерных сооружений нужны ядерные заряды и вряд ли сегодня кто-нибудь решится применить их против другой страны.
Конечно, для российского режима неплохо, если там что-нибудь произойдет: цены сразу повысятся на энергоресурсы и российская военная и политическая элита сможет осуществить свои планы на Южном Кавказе, но это все чревато с непредсказуемыми и очень рискованными изменениями. Подобные статьи появляются не случайно, скорее, это больше блеф или пропагандистская затея. Зачем России это нужно? Имея огромную территорию, ресурсы, она не способна создать эффективное государство и может существовать только как империя, которая давит на соседей и другие государства. Все боятся России и если сложиться союз, то это будет «союз Аль Капоне», есть такое понятие, когда никто не хочет добровольно стать членом какого-то объединения и соглашается ради спасения или когда нет иного выхода. Весь этот Евразийский Союз — плохо завуалированное имперское желание заново реинтегрировать соседей во имя великой державы. Остается констатировать, что российская элита остается неоимперской и Россия не скоро освободиться от имперского сознания. С другой стороны, это естественный процесс, Россия всегда развивалась как империя и эта инерция еще долго останется.
Но вместе с тем, я бы хотел вот что подчеркнуть: из-за дикой антигрузинской пропаганды в России у россиян сложилось впечатление, что мы только радуемся их проблемам и трудностям, но должен сказать, что нам хорошо иметь доброго, не глупо доброго, богатого и гуманного соседа. Для маленькой страны всегда хорошо быть соседом сильного государства, которое проецирует стабильность и в долговременном плане может быть таким гарантом, но когда рядом идет саморазрушение, огромные обломки могут посыпаться и на нас, а это нам не нужно. Наоборот, мы хотим видеть Россию стабильной и демократичной.
— Как Вы оцениваете западную политику в отношении Грузии сегодня, некоторые европейские страны недовольны тем, как медленно идет процесс демократизации, проблемами во многих сферах…
— Хотя мы многому научились, но все же по натуре остаемся эмоциональными. Мы начали независимость с того, что у нас не было никакой стратегической культуры, никакого опыта, но мы поняли, вкусили горечь всего, стали больше разбираться в международной системе. Как неисправимые оптимисты и циники одновременно, мы всегда ожидаем большего, хотим быть обласканными, ведь по природе мы актеры и не очень любим критику…
— Да, советская идеология сильно над этим поработала и внушила нам, что мы особо одаренные …
— И мы хорошо использовали советскую власть, хотя не в смысле саморазвития, а времяпрепровождения, поэтому, немного трудно дается независимость. Нам свойственно было что-то похожее на спесивость и выглядели не очень-то симпатично, но со временем начали понимать, что мы не особенные, мы развиваемся и постепенно преодолеваем, теряем это качество, становимся нормальным государством. Хотя 2008-й был страшным для всех, многие поняли, с кем имеем дело, многие не верили, что Россия способна так поступить с соседом, с которым прожила 200 лет. После войны нам очень помогли западные страны, а Япония выделила безвозмездно 200 млн долларов, показав этим, что они хорошо понимают все, что с нами случилось. Правда, мы порой продолжаем думать, что Запад должен нас больше лелеять, но и этот инфантилизм пройдет. Мы слишком много внимания уделяем нашему географическому положению, хотя мы действительно занимаем центральное место в региональном плане. Кто хочет владеть всем Кавказом, должен завоевать Грузию – старая поговорка не потеряла своего смысла и сегодня, но это для нас и проклятие, и плюс.
Мы понимаем, что Запад, желая иметь хорошие отношения с Россией, хочет, чтобы мы урегулировали наши проблемы. В то же время, понимая, что Россия нас давила и продолжает давить, они вынуждены напоминать России, что она не права и это мешает дипломатическим отношениям. В этом смысле наша власть их немного раздражает, выходит, Европа должна принять какие-то резолюции против России, хотя Россия сама им в этом помогает. Когда Европейский Союз принял резолюцию, мы были рады, но когда это сделал Бундестаг, что очень важно, мы все были удивлены, как Германия приняла такую резолюцию.
Конечно, иногда мы мешаем некоторым странам, иметь очень благодушные отношения с Россией и они хотели бы снять эту проблему. В этом плане хорошей попыткой были переговоры с Россией по вступлению в ВТО. Встреча проходила при медиации Швейцарии и мы убедились, что на данном этапе наших отношений самое лучшее, вести переговоры с Россией не наедине, а когда есть третья сторона. Когда мы визави, то Россия сразу пускает в ход танки, называя это танковым туризмом.
(«Грузия online«, Грузия)
23/12/2011