Как только из Северной Кореи пришла новость о скоропостижной смерти Дорогого вождя, Кремль поспешил выразить официальные соболезнования — он позволил опередить себя только Пекину и Сеулу. Дмитрий Медведев сразу же высказал поздравления сыну умершего Ким Чен Ира, назначенному Великим наследником.
А после смерти Гавела Москва долго медлила. Уход великого чеха обошли молчанием и президент, и Владимир Путин. Лишь в среду посол Российской Федерации в Чехии передал Пражскому граду, как сообщили чешские дипломаты в разговоре с журналистами, «письмо с соболезнованиями по поручению российского руководства». Кто именно в качестве «руководства» выразил сожаление по поводу смерти Гавела, не сообщалось.
На похороны в Прагу из Москвы поедет российский омбудсмен Владимир Лукин – замечательный человек, но чиновник далеко не первого ранга. На языке дипломатии это означает, что официальная Россия заметила смерть бывшего чешского президента, но не более того.
С Кимом же в Москве прощались как с родным. Потому что он и был родным.
Мы еще помним, как десять лет назад он мчался на своем бронепоезде по сибирским просторам из закрытой для мира Кореи в Москву, напевая свою любимую песню о «далеких степях Забайкалья» и закусывая любимую водку «Русский стандарт» сибирскими пельменями. Он долго ехал по России, блокируя закрытую ради его безопасности Транссибирскую магистраль. Пассажиры на станциях сутками ждали отогнанных на запасные пути поездов, которые пропускали корейский состав особого назначения, ругались и даже подавали в суд. Но ведь это по-нашему. Сибиряки почувствовали то, что постоянно раздражает жителей Москвы, которые часто стоят в многочасовых пробках, когда руководители страны куда-то там едут, а их охрана надолго перекрывает столичные трассы.
Мир удивляется, что один Ким назначает другого Кима своим преемником. А мы в Москве это понимаем.
Миру не нравится, что по крайней мере на какое-то время местом упокоения очередного умершего Кима станет мавзолей. А у россиян тоже есть мавзолей с выставленным на публичное обозрение трупом.
Ким морил голодом своих подданных, ссылал их на рабский труд в лагеря, но благодаря этому создал Бомбу против американцев. В его стране не все в порядке с правами человека, но и наша антиамериканская бомба появилась благодаря труду не переедавших узников ГУЛАГа. А вождя, при котором ее сделали, называют сейчас в учебниках истории «эффективным менеджером».
А кто такой Гавел? Бывший диссидент, как наши антисоветчики. Работа многих из тех, кто управляет Россией, долгие годы состояла в стирании таких диссидентов, как тут говорят, в «лагерную пыль».
Гавел – это «революция», вдобавок не с милым нашему сердцу определением «октябрьская», а «бархатная», «роз», «оранжевая». А сейчас в Москве еще начали говорить, что массовые протесты против фальсификации результатов недавних выборов должен возглавить «русский Гавел».
Помимо этого бывший чешский президент совсем недавно доставил личную неприятность Владимиру Путину. Когда СМИ сообщили, что российскому лидеру присудили немецкую премию «Квадрига», Гавел, получивший ее раньше, выразил резкий протест. Он пообещал, что если «Квадрига» достанется Путину, то он вернет свою. Разгорелся международный скандал, и немецкая премия так и не попала к российскому премьеру.
Так что разница между уходящими в вечность Кимом и Гавелом огромна.
(«Gazeta Wyborcza«, Польша)
23/12/2011