Если вы пытаетесь понять, что изменилось в России — почему миллионы выступили против правительства и почему тысячи вышли на улицы, чтобы протестовать, стоит посмотреть на то, как Михаил Салкин, молодой сухопарый юрист, попал за решетку три недели назад, утром пятого декабря. За день до этого Россия выбирала новый парламент, а Салкин работал наблюдателем на избирательном пункте, как и во время двух предыдущих выборов. На этот раз местная избирательная комиссия повысила его. Он отвечал не за один участок, а за целый район на севере Москвы.
Около полуночи четвертого декабря, по мере того, как начали приходить результаты с участков, Салкин был занят их вводом в реестр, когда вдруг заметил, что что-то было не так. Как он заметил, некоторые из его коллег прокрадывались на второй этаж офиса избирательной комиссии, который был отделен красной лентой. Он решил расследовать ситуацию. Включив видеокамеру на телефоне, он пошел на второй этаж и вошел в кабинет, где собрались коллеги.
По его словам, четверо из них сидели за столом, методично уничтожая документы с реальными результатами и готовя новые, с официальными печатями и наклейками. В каждом из них правящей партии «Единая Россия», которую возглавляет премьер-министр Владимир Путин, было приписано больше голосов, чем партия получила на самом деле. По словам Салкина, чиновники несколько секунд таращились на него, пока он снимал то, как они подделывают официальные документы. Но вскоре все в комнате начали кричать. «Мы ничего не делали!», — завопила одна женщина, смахнув бюллетени и выбежав из комнаты.
Потом началась борьба. Один из чиновников схватил Салкина, вытолкнул его на лестничный пролет и держал его там, пока не приехала полиция. Вскоре происшествие привлекло внимание людей, включая нескольких наблюдателей из других политических партий. «Я побежал наверх и увидел, что полиция держит Салкина, пока какой-то чиновник залез к нему в карман и достал его мобильный», — рассказывает Евгений Ожовков, наблюдатель от ЛДПР, ставший свидетелем события. «Это была отвратительная картина. Он кричал, как сумасшедший, о том, что он видел в комнате, а все эти бандиты были против него». Полиция заковала в наручники и задержала Салкина по подозрению в нападении на коллег по комиссии. На следующий день его выпустили, не предъявив никаких обвинений. Тогда он проверил сайт Центральной избирательной комиссии, чтобы посмотреть итоговые результаты по своему району. По его словам, в среднем каждый избирательный участок показал на 500-700 голосов больше за партию «Единая Россия», чем он видел в списках на самом деле после закрытия участков.
«Я даже не могу передать, как это больно», — сказал Салкин TIME через неделю после выборов. «Я почувствовал себя полностью преданным, и не только преданным, но и взбешенным. Насколько тупыми они нас считают?» Этот вопрос часто задает маленькая армии активистов и информаторов, которых порождают прошедшие выборы. Среди них — сотрудники избирательных комиссий и местные наблюдатели, и даже один аппаратчик из «Единой России». За месяц появились десятки таких людей, с базой доказательств о грубых нарушениях. Больше, чем какая-либо другая жалоба, именно это заставило десятки тысяч людей выйти на улицу с протестами по всей стране, представляя крупнейший общественный вызов правлению Путина.
ССогласно официальной статистике, партия Путина получила менее 50% голосов, что позволило ей сохранить большинство в парламенте. Но на самом деле речь могла идти о 30%, если верить подробной информации, опубликованной членами комиссии, наблюдателями, социологами и журналистами. Если это так, то это означает, что партии потребовалось сфальсифицировать невероятные 12 миллионов голосов.
Некоторые из самых бросающихся в глаза свидетельств поступили от социальной группы «Гражданин наблюдатель». За последние несколько недель они смогли собрать 223 настоящих протокола, которые были спасены на избирательных участках по всей стране такими активистами, как Салкин. «Сравнивая их с официальными результатами, очевидно, что протокол на одном из каждых семи участков был сфальсифицирован», — заявил Дмитрий Орешкин, основатель группы.
В следующем месяце, когда организация закончит анализировать документы, планируется опубликовать их в интернете.
Другие обвинения уже находятся в общем доступе. 19 декабря центр изучения общественного мнения «Левада» опубликовал опрос тысячи избирателей в Москве, и лишь 32% респондентов ответили, что проголосовали за «Единую Россию» четвертого декабря.
Это на 15% меньше, чем официальные результаты партии. Избирательные участки, оборудованные электронными урнами, которыми гораздо сложнее манипулировать, также показали результаты в 30% за «Единую Россию». Интернет наполнился видео-роликами нарушений, вбросов бюллетеней — некоторые из них были сняты известными журналистами. В одном из самых популярных член избирательной комиссии подкрадывается к своему коллеге с камерой и снимает, как тот спокойно заполняет бюллетени за «Единую Россию».
Ответ партии был ожидаем: три недели непрекращающегося отрицания обвинений. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков признал, что во время голосования были допущены нарушения, но по его словам, это отразилось на 0,5% бюллетеней, что недостаточно для того, что скомпрометировать результаты. Но основная ответственность за устранение повреждений была передана Владимиру Чурову, главе ЦИК, старому другу Путина из родного Санкт-Петербурга. В интервью журналу «Итоги» на следующий день после голосования Чуров задал тон политической реакции, заявив: «Ивращенная фантазия мелких людишек, которые сомневаются в нашей честности, меня мало интересует…Ведь можно довести ее до абсурда: в предыдущую кампанию отдельные граждане требовали от нас перестать мучить карликов, которые внутри ящиков для голосования пересчитывают и переписывают бюллетени».
Этот покровительственный тон, который сквозит во всех отрицаниях правительства, лишь больше разозлил оппонентов Путина, и поток информации из разных источников лишь вырос. Возможно, самая шокирующая информация была опубликована 22 декабря членом «Единой России», Владимиром Семаго. В колонке для ежедневника «Новая газета», он написал, что ««Это не фальсификация результатов выборов, а заговор с целью насильственного удержания власти».
Он рекомендует оппозиции перестать требовать пересчета голосов и начать требовать привлечения к ответственности партии «Единая Россия», Министерства внутренних дел и ЦИК за то, что те «сформировали преступную группу», которая нарушает гарантированную Конституцией свободу выбора.
Самая трогательная часть статьи, однако, относится к членству Семаго в самой партии «Единая Россия». «За мной числится несколько поступков в моей политической жизни, за которые мне стыдно, — написал он. — Но у меня никогда не хватило бы наглости выступать перед людьми, совершающими гражданский поступок, и говорить им в глаза, что наши кресла в Думе для нас важнее вашего протеста». После он пообещал, как и десятки тысяч людей, что пойдет на демонстрацию 24 декабря в Москве. Конечно, Салкин будет там тоже, и если вы его спросите почему, он повторит другую известную фразу оппозиции. «Единственное хорошее, что мы получили от этих выборов, так это то, что они объединили общество», — заявил он. «Людей достали, и они больше не боятся об этом говорить».
24/12/2011