Главная » Все Новости » События » Если завтра война…

Если завтра война…

Возможно, 4 декабря в России и начался демонтаж путинской системы, а после 4 марта россияне сделают новые шаги на пути к смене власти и построению государства с человеческим лицом. Но следует четко понимать, что риски для Грузии в этот период существенно возрастают. Опасность повторения российской агрессии, витающая над страной с августа 2008 года, приобретает тем более четкие контуры, чем активней будет расти народное недовольство в РФ, и чем неуверенней будет чувствовать себя Владимир Путин. Признаки этого заметны уже сегодня.

Встревожившись из-за резкой консолидации российского общества, тандем Путина-Медведева уже прилагает активные усилия по нейтрализации волны «революционных» протестов. Суть этих усилий, очевидцами которых мы стали в последние дни, состоит в переключении общественного внимания от вопросов, поднятых по всей РФ на неожиданно массовых митингах. Кремлевские деятели давно зарекомендовали себя плохими стратегами, но довольно эффективными и последовательными тактиками. Сегодня их цель — любыми способами переключить общественное внимание на любые темы, кроме фальсификации выборов и необходимости смены власти.

Режим засуетился, и в этой суете можно разглядеть признаки надвигающейся паники. А тезис о «маленькой победоносной войне» для отвлечения внимания электората лежит на поверхности. Впрочем, он настолько стандартен, очевиден и избит, что кажется невероятным уже в силу своей очевидности. Однако эта иллюзия не делает его менее реальным. Да и простые решения, как известно — самые эффективные.

Оккупация всей Грузии или ее показательное «избиение» наверняка продлит жизнь правящего в РФ режима, укрепив авторитет власти в глазах российского общества. Ведь оно недовольно своими правителями по внутренним причинам, но до сих пор во многом не изжило имперскую идеологию и легко воспринимает любую великодержавную пропаганду. В худшем случае войне даже не обязательно быть такой уж «маленькой» и «победоносной» — напротив, трудности послужат еще большей мобилизации россиян на «патриотической» почве. Правда, данное утверждение справедливо лишь в очень краткосрочной перспективе – но об этом ниже.

Россия традиционно поддерживает в Грузии определенный уровень ощущения опасности, сопровождая угрожающую риторику официальных лиц и пропаганду в СМИ конкретными действиями на местах — не существенными по отдельности, но вместе складывающимися в тревожную картину. Это позволяет Москве, с одной стороны, держать Тбилиси в постоянном напряжении, создавая фон нестабильности в Грузии. К тому же это подталкивает грузинское руководство действовать, подобно пастуху из известной притчи — поднимая ложные тревоги, он остался один, когда волки напали на самом деле (прием, сработавший в преддверии российской агрессии 2008 года). Кроме того, постоянное ощущение угрозы делает ее привычной константой, на которую постепенно перестают обращать внимание. Ведь сколько у нас в Грузии людей – от политиков до обывателей — которые даже после 08.08, прикрываясь разнообразной демагогией, могут легко отмахнуться при упоминании опасности, исходящей от России? А с другой стороны, этот фактор позволяет Кремлю постоянно поддерживать информационный фон, который в нужный момент можно резко нарастить для пропагандистского сопровождения новой войны (что, опять же, наглядно было продемонстрировано в августе 2008-го).

Нынешний сезон информационной войны открыл 8 декабря в Брюсселе министр иностранных дел России. На заседании Совета Россия-НАТО Сергей Лавров, фактически, открыто пригрозил новой войной, если Альянс решит принять Грузию в свои ряды. Тем самым он дополнил нашумевшее заявление президента Дмитрия Медведева об истинных причинах вторжения России в Грузию: «Если бы в 2008 году мы дрогнули, была бы уже другая геополитическая раскладка, и целый ряд стран, которые пытались искусственно затащить в Североатлантический альянс, скорее всего, были бы там». Это признание российского лидера тоже можно трактовать как предупреждение, имеющее особую актуальность сейчас, когда Грузия технически уже готова к вступлению в западный военно-политический блок, официально именуется страной-аспирантом НАТО и ожидает существенного продвижения вперед на Чикагском саммите Альянса.

Параллельно в СМИ и русскоязычном сегменте интернета стала муссироваться разнородная информация о продолжении российско-грузинского военного противостояния. Наибольшее внимание привлекла «Независимая газета», часто выступающая площадкой для «слива» подобных материалов. 15 декабря она посвятила реакции России на возможный удар по Ирану обширную статью «Москва оптимизирует военную группировку на юге». В которой сообщила, что с 1 декабря «в полную боевую готовность приведены российские войска на военных базах в Южной Осетии и Абхазии. А корабли Черноморского флота дрейфуют неподалеку от границы с Грузией, которая в этом конфликте может выступить на стороне антииранских сил».

В этой статье российский генерал-лейтенант Юрий Неткачев прогнозирует, что в случае полномасштабного иранского конфликта РФ «будет искать пути надежного боевого снабжения военного объекта через Грузию» — чтобы задействовать военную базу в армянском Гюмри. «Возможно, придется прорвать грузинскую транспортную блокаду и обеспечивать военными средствами транспортные коридоры, ведущие в Армению», — заявил генерал, долгое время бывший заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). Нелишне заметить, что Неткачев некогда командовал 13-й российской армией в Приднестровье. А с 1999 года он был военным советником свергнутого аджарского правителя Аслана Абашидзе и лично готовил для него незаконные вооруженные формирования. Весной 2004 года этот генерал создал линию укреплений и приказал взорвать три моста на реке Чолоки, когда «Асланбаши» готовился развязать вооруженный конфликт с центральными властями Грузии, но в итоге был вынужден покинуть Аджарию и улетел в Москву на самолете секретаря российского совбеза Игоря Иванова.

Конечно, можно с иронией отнестись к сценарию вмешательства России в войну Ирана с Израилем и США на стороне аятолл — для чего ей придется «прорвать» не только ВС Грузии, но и противника совсем другой весовой категории в виде турецкой армии. Да и в целом развязать третью мировую… Но изложенный «Независимой газетой» сценарий — готовая «легенда» для оправдания очередной агрессии против занимающей стратегически важное положение Грузии, контроль над которой РФ пытается восстановить уже много лет. А после «прорыва грузинской транспортной блокады» Москва может и изменить свои взгляды на иранские проблемы, остановившись на достигнутом.

Что интересно, буквально на следующий день после выхода статьи в «Независимой газете», 16 декабря, в сети распространилась информация, что Россия в очередной раз усиливает свои группировки в Абхазии и Цхинвальском регионе, и на Гудаутскую базу переброшено еще 40 танков Т-90.Впрочем, эта информация лишь дополняет длинный список ей подобных, накопившихся за три года. Не представляет секрета, что РФ сконцентрировала на оккупированных территориях Грузии свои лучшие вооружения, а о проведении разноплановых войсковых учений и индивидуальных боевых тренировках личного состава оккупационного контингента сообщается вполне официально, систематически и довольно часто.

Молдавский политолог Борис Асаров точно заметил, что Цхинвальский регион для России «имеет ценность как военно-политический феномен, позволяющий проецировать своё влияние в регионе». Он отмечает, что территория т.н. Южной Осетии «является классическим военным плацдармом, который представляет ценность в известных условиях». То же определение применимо к Абхазии — просто задачей российской группировки в этом регионе, в случае новой войны, будет установление контроля над Западной Грузией. В то время как цель цхинвальской группировки — нанести смертельный удар, подавив эпицентр сопротивления у Тбилиси и захватив грузинскую столицу. Тем паче, что расстояние здесь исчисляется 40-60 километрами, пути снабжения короткие, а российские артиллерийские системы могут обстреливать город и его оборону, не меняя уже занятых позиций. Не говоря уже о размещенных на оккупированной территории оперативно-тактических ракетных комплексах «Точка-У».

«Проецируя влияние», Россия по знакомой схеме отрабатывает возможности задействовать пятую колонну — фактор, который неизменно присутствует во внутренней политике Грузии. В московских и связанных с ними экспертных кругах уже закидывают приманку, поговаривая о возможности «вернуть Южную Осетию». Суть даже не в том, насколько реально может пойти Москва на этот шаг в случае «возвращения Грузии». Главное – создание ориентира для пятой колонны, чтобы она использовала это внутри страны для дезориентации населения и ослабления позиций действующей власти. Тот же Асаров 11 декабря через российское информационное агентство «Регнум», имеющее специфическую репутацию, пишет про ЮО: «маленькая республика может быть использована как фактически разменная карта, сброс которой позволит выиграть «более крупную партию»». И прямо указывает на миллиардера Бидзину Иванишвили, с недавних пор ставшего иконой и локомотивом «уличной» грузинской оппозиции.

«Иванишвили, весь основной бизнес которого находится в России, Москвой отведена роль «туза», который должен смешать существующий политический расклад в Грузии, стать президентом и обеспечить изменение грузинской политики с учётом интересов Москвы, — уверен молдавский политолог. — Для того, чтобы у Иванишвили появились шансы на победу, он должен будет заручиться поддержкой большей части электората, что, в свою очередь, в Грузии невозможно сделать… без обещания вернуть в состав Грузии Абхазию и Южную Осетию». А в случае победы Иванишвили для его закрепления и усиления на посту президента Москве понадобится возвращение ЮО в состав Грузии «на конфедеративной основе, конечно, с сохранением российского военного присутствия». Другими словами – даже на уровне теории речь идет о сугубо символическом возвращении с фактическим российским военным контролем, что позволит отыграть назад, если вдруг новая власть в Тбилиси не оправдает надеж Москвы.

Борис Асаров приурочивает этот сценарий ко времени президентских выборов в Грузии в 2013 году. А другой источник не исключает чего-то подобного – и по более крутой схеме – уже в период парламентских выборов 2012 года. Следует отметить, что этот период совпадает со временем, когда в третий раз ставший президентом России Владимир Путин будет остро нуждаться в укреплении своих позиций и отвлечении внимания российского общества от обстоятельств его возвращения в Кремль.

«В период грузинских выборов/после них Россия применит ливийский сценарий с целью… начала вооруженного мятежа и дезорганизации обороны грузинской армии, — пишет на специализированном военном форуме Milkavkaz пользователь «zaur». — Затем начнется вторжение российской армии с целью полного захвата Грузии и приведения к власти коалиции Бидзины Иванишвили, четы Бурджанадзе, Ногаидели…» Звучит несерьезно? Но под ником «zaur», насколько известно, скрывается осетинский военный эксперт Заур Алборов. Который, похоже, имеет доступ к информации определенного толка — потому что перед войной 08.08 этот же пользователь с удивительной точностью описывал предстоящие действия России, конкретные действия российских войск, до деталей предугадав реальные события.

На этом фоне по другому воспринимаются слова «zaur»-а о том, что «у РФ практически все готово для начала войны, появление тех же ТОС-1 «Буратино» в Абхазии… А у нас прекращено всякое строительство, в том числе — посольства РФ. Кроме того — всяческое продавливание в президенты РЮО человека, который готов выполнить любое указание РФ. Это свидетельствует о том, что после оккупации Грузии и приведения к власти российских марионеток РФ, с целью поднять их и свой авторитет у населения Грузии, пойдет на возврат Южной Осетии в состав Грузии».

Фактор международной поддержки нивелируется для Грузии в случае, если Россия, уже располагающая силами на подступах к Тбилиси, сможет быстро, в считанные дни захватить оставшуюся территорию или, по меньшей мере, ввергнуть ее в хаос. «Думаю, все начнется с внезапных ударов ВВС, ракетных войск и артиллерии РФ по грузинским частям в пунктах постоянной дислокации, — пишет «zaur». — Одновременно мятежники-коллаборационисты, руководимые советниками из ГРУ, поднимут вооруженный мятеж — главным образом, в Тбилиси, дезорганизовав оборону… [Русские] вторгнутся, осуществив классический блицкриг (быстрое продвижение, обход районов, где будут обороняться грузинские бригады и их окружение). А наличие коллаборационистов, ведущих вооруженную борьбу против Саакашвили, и какой-нибудь «Комитет спасения Грузии» во главе с Иванишвили, Бурджанадзе, Ногаидели позволит РФ представить это как «миротворческую операцию»».

Скажем честно, можно ли исключить нечто подобное после российского вторжения в 2008 году, нескольких провалившихся попыток мятежа в Грузии и серии «шпионских скандалов» с участием пресловутого ГРУ? Тем более, можно ли исключить нечто подобное при нуждающемся во внутренней легитимации Путине и его клане питерских сексотов, начинавших свой путь на политический Олимп с кровавой чеченской кампании?

Конечно, эти и другие, подобные им информационные утки, могут быть запущены «специально, чтобы проверить реакцию и еще раз напомнить окружающим, что Россия особенная страна и может делать все, что захочет, независимо от норм международного права», — как target=»_blank»>считает президент Фонда стратегических и международных исследований Грузии Александр Рондели. Обычно так и бывает — выше уже говорилось о традиционной политике Москвы по созданию и поддержанию напряженного фона вокруг Грузии. Но подобным угрозам достаточно сбываться один раз, как это уже произошло между Россией и Грузией три года назад. Следующий раз может оказаться фатальным. Тот же господин Рондели в интервью «Грузия Online», комментируя публикацию «Независимой газеты», допустил: «Ввязываться в такие дела, когда у нее серьезные внутренние проблемы, не выгодно для России, но не исключено, что хотят перенести внимание со своих проблем — они могут себе это позволить так же, как в 2008 году, ведь никто их за войну не наказал».

Принятая 23 декабря Концепция национальной безопасности Грузии помещает «риск новой военной агрессии со стороны Российской Федерации» среди главных угроз и вызовов, стоящих перед страной. Отмечается, что «главной целью» Москвы является «превращение Грузии в несостоявшееся государство», создание помех ее европейской и евроатлантической интеграции, «возвращение Грузии на российскую орбиту насильственным путем». Согласно документу, отсутствие международных наблюдателей в Абхазии и Цхинвальском регионе; их милитаризация, невыполнение Россией обязательств по соглашению о прекращении огня от 12 августа 2008 года; отказ Москвы последовать примеру официального Тбилиси и дать гарантии неприменения силы «представляют собой плацдарм для возможной очередной военной агрессии».

Грузинскому обществу следует помнить, что опасность лучше переоценить, чем недооценить. А грузинскому руководству следует уделять повышенное внимание классическому принципу: si vis pacem, para bellum. Даже сейчас — и особенно сейчас — когда Грузия вступает в парламентско-президентский выборный период и становится особенно уязвимой. В этот период у власти во многом связаны руки, не хочется напоминать пугливо-раздраженному обществу о возможности новой войны с Россией, и есть большой соблазн потратить много средств на социальные нужды и разные популистские проекты, чтобы завоевать расположение электората. Однако каждая не купленная из-за этого мина или снаряд, каждая несформированная и не подготовленная часть, каждый упущенный шанс увеличить обороноспособность государства может обернуться российским танком на площади Свободы. Вот его расположение нынешнее правительство Грузии уж точно не завоюет.

Как бы это ни было дискомфортно, но Грузия должна быть консолидирована перед лицом врага, психологически и физически готова к всеобщей мобилизации, должна поддерживать состояние боеготовности до полного устранения российской угрозы. И не потому, что в открытом столкновении Грузия имеет шансы победить Россию – силы несопоставимы, и продолжительное сопротивление возможно лишь при боевых действиях партизанского типа. Но сам факт войны – это палка о двух концах. Грузия вполне может играть на втором из них – с учетом дряхлости, отсталости, неэффективности сегодняшней РФ. Ведь сколь удобным и привлекательным для Кремля является сценарий быстрого победоносного похода с триумфальным возвращением бывшей колонии на свою орбиту – столь же нежелательной и даже убийственной для него является затяжная война и стабильные поставки «груза 200» из Грузии.

Прогнившая, неблагополучная, насквозь коррумпированная Российская Федерация — это далеко не Советский Союз. Маленькая Грузия осталась, пожалуй, чуть ли не единственным противником, которого она имеет роскошь третировать. И не надо быть большим экспертом, чтобы понимать: при нынешних реалиях война, растянувшаяся даже не на годы, а на месяцы — война, высасывающая средства, влекущая международную изоляцию и давление Запада — быстро отразится на внутренней обстановке в России. Такая война заменит патриотический угар массовым недовольством, а консолидацию общества вокруг власти — ровно обратным процессом. Что, на фоне уже сложившейся предреволюционной ситуации в РФ, приведет к окончательному краху путинизма и ускоренному демонтажу существующей там системы. Причем все это прекрасно знают в Москве.

Убежденность нынешних обитателей Кремля в том, что «маленькая победоносная» имеет все шансы перерасти во «вторую афганскую» — единственная твердая гарантия против нового вторжения России и полной оккупации Грузии в условиях, когда наша страна еще не стала членом НАТО и не имеет прочных гарантий безопасности от мировых держав. Может ли грузинская нация создать у врага такую убежденность? К сожалению, этот вопрос остается открытым…

 

Гиорги Циклаури

 

http://www.apsny.ge

 

24.12.11.