Участники митинга на проспекте Сахарова в Москве приняли резолюцию, в которой содержатся требования отмены результатов состоявшихся парламентских выборов, резкой либерализации политической системы в России и пересмотра избирательного законодательства.
Как именно лидеры движения «За честные выборы» представляют себе конкретный план действий? На этот вопрос Радио Свобода ответил ведущий митинга на проспекте Сахарова, один из лидеров незарегистрированной Партии народной свободы Владимир Рыжков:
– Что должны делать власть, господин Медведев, господин Путин и думские партии? Они должны понять, что невозможно пятилетнее существование страны с нелегитимным парламентом. В обществе его никто не признает — значит, не будет признавать и законы, которые предстоит принимать депутатам. Поэтому мы ждем исполнения требований митинга. Нужно обозначить какие-то разумные сроки для принятия нового законодательства о партиях и выборах для формирования новых избирательных комиссий без господина Чурова как символа фальсификаций, а также разумные сроки проведения новых парламентских выборов. Мы полагаем, что законодательство должно быть принято до февраля, а новые парламентские выборы – провести не позднее декабря следующего года.
– Означает ли это, что президентские выборы также должны быть отменены? Или они должны состояться в обозначенные сроки?
– Что касается президентских выборов, они тоже не будут легитимными, потому что к участию в них не было свободного доступа оппозиции. Как и в прошлые разы, господин Путин сам подобрал себе удобных спаринг-партнеров. И выборы собирается проводить тот же господин Чуров. Значит, и общество не примет итоги президентских выборов точно так же, как оно сегодня не принимает итоги думских. Я, Михаил Касьянов и Борис Немцов предложили перенос президентских выборов на апрель-май с тем, чтобы быстро изменить законодательство и обеспечить свободный доступ к ним оппозиционных сил. По-моему, в первый год Дума не может быть распущена по Конституции. Так что, вполне можно провести выборы Думы в декабре, а выборы президента – в апреле-мае. А весеннюю парламентскую сессию вполне можно использовать для того, чтобы принять новое законодательство о партиях, о выборах, об избирательных комиссиях, о выборах губернаторов, зарегистрировать оппозиционные политические силы и в августе объявить новые выборы.
– Но ведь делать это предстоит нелегитимной Думе. Или надо вернуть прежний состав парламента?
– Не имеет большого значения. Важно, чтобы было принято решение о проведении новых парламентских выборов. А кто его примет – вопрос второстепенный.
– Однако здесь есть вопрос. Либо вы выступаете за то, что этот состав Думы – нелегитимный, и тогда этих депутатов нельзя допускать к работе. Либо вы даете им возможность провести какие-то законодательные решения. Что бы вы выбрали?
– Мы против того, чтобы доводить ситуацию до абсурда. Если этот состав депутатов готов принять конституционное демократическое законодательство, после чего уйти и принять участие в свободных выборах, – то это вполне возможно.
– Одна из проблем движения протеста – его разношерстность. Есть ли необходимость формирования общедемократического единого движения за реформы, за проведение новых выборов?
– Я бы сказал, что разношерстность участников митинга – это большое достоинство. Это значит, что есть огромный запрос от гражданского общества на демократическую политическую систему. Только что мы получили свежие данные Левада-центра, который работал на площади, и эти данные радуют. 70% тех, кто был на проспекте Сахарова – люди либеральных и демократических взглядов. 25% – коммунистических и социал-демократических. И только 5-6% придерживаются националистических или консервативных взглядов. Так что есть возможность формирования широкой демократической леволиберальной коалиции, которая бы провела необходимые в стране социальные и политические реформы.
– Если власть не пойдет на уступки, либо ограничится косметическими изменениями, какой может быть дальнейшая программа действий?
– Программа вполне ясна. По данным Левада-центра 97% участников митинга на Сахарова сказали: «Мы выйдем еще». Фактически речь идет о полной консолидации этих людей. Если власть не услышит их голос, то в марте после выборов в Москве выйдет 500 тысяч человек. Кроме того, у нас есть конструктивные задачи на ближайшие два месяца. Митинг на Сахарова принял резолюцию о том, чтобы призвать граждан России не отдавать ни одного голоса Владимиру Путину 4 марта. Сейчас мы начнем всеобщую российскую кампанию против Путина с тем, чтобы предотвратить его возвращение в Кремль. 75% участников митинга сказали, что они лично готовы пойти наблюдателями 4 марта на избирательные участки. Мы сейчас развернем работу по подготовке десятков тысяч наблюдателей на участках по всей стране, чтобы предотвратить масштабные фальсификации 4 марта.
– Хотя президентские выборы представляются вам нелегитимными, тем не менее, призывать к их бойкоту вы не собираетесь. Речь будет идти о том, чтобы люди голосовали против Путина и сделали все для того, чтобы не были сфальсифицированы результаты выборов?
– Совершенно верно. Партия народной свободы и сторонники Навального призывали 4 декабря идти на избирательные участки, голосовать так или иначе, но только не за партию власти, и идти наблюдателями. Ровно такая же позиция остается у нас и сейчас. Надо идти на избирательные участки. Надо идти наблюдателями. Мало говорить о фальсификациях, важно их зафиксировать.
– На ваш взгляд, митинг в субботу изменил перспективы регистрации Партии народной свободы?
– Уже митинг на Болотной заставил власть обещать, что оппозиционные партии будут зарегистрированы. Нет никаких сомнений, что так оно и произойдет. И не потому, что власть стала хорошей, а потому что решимость общества очень велика.
http://www.svobodanews.ru
26.12.11.