Уходящий год глазами блогеров
По традиции каждый год в конце декабря мы подводим его итоги, напоминая о событиях, наиболее ярко и активно обсуждавшихся блогерами. Теперь это очень трудно — год высокой солнечной активности, как и предсказывали ученые, выдался «переломным». Начавшись с «арабской весны» и серии разрушительных землетрясений в Японии, он продолжился массовыми волнениями в Греции и Грузии, кризисом Еврозоны, акциями «Захвати Уолл-стрит» в США, смертью диктаторов и т. д. и т. п.
А заканчивается политическим кризисом и мощнейшими с 1993 года акциями уличного протеста в России, Южной Осетии и Казахстане. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать «продолжение банкета» и в наступающем году — развязка еще почти нигде не достигнута. Также, скорее всего, серьезные «тектонические подвижки» могут затронуть другие страны СНГ, Иран и Китай. В происходящем впервые столь велика роль Интернета и социальных сетей. Количество авторов в «Фейсбуке», «Живом журнале», «Твиттере» и написанных ими постов перешло в качество: целые народы вырвали из своих голов приемные антеннки «зомбоящика», у них открылись глаза на реальную ситуацию с социальной справедливостью и правами человека, они более не хотят жить по-прежнему.
Описать даже канву событий уходящего года — задача невыполнимая: минувший декабрь в России, к примеру, показывает, как ситуация может кардинально поменяться в считанные дни. Не претендуя на полноту изложения, приведем всего по одному посту, посвященному ключевому событию каждого прошедшего месяца.
Январь. Неожиданная для всех политологов и востоковедов революция в Тунисе, запустившая «цепную реакцию».
«Да, так иногда бывает: единство партии и народа, ликвидация смутьянов-оппозиционеров, 90 процентов голосов на выборах, подконтрольные телевидение и Интернет… А потом — бац, и изгнание. Наверное, даже вещи все не успел собрать, — раздумывает над судьбой бежавшего из страны местного «национального лидера» Бен Али ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев (ошибается, главный «патриот» и «национальный лидер» успел прихватить не только вещи, но и 1,5 тонны золотого запаса страны, хотя вслед за изгнанием «лидера» его партия в считанные дни развалилась и была вскоре запрещена — прим. С. П.). — И нельзя ведь сказать, что правителю не повезло. Останься он на родине, кто знает, как бы с ним поступили еще вчера верные и благодарные соотечественники».
Февраль. «Арабская весна» перекинулась на Египет. Режим диктатора Мубарака, казавшийся железобетонным и державшийся на тридцатилетнем военном положении, рассыпался в прах за месяц противостояния на площади Тахрир.
«Обратите внимание на детали: кто оказался в числе мародеров, — рассматривает один из ярких эпизодов египетской революции художник Александр Хоц. — Среди грабивших Египетский музей был один из лидеров правившей Национал-демократической партии Египта, которого опознали восставшие. А также переодетые в штатское полицейские Мубарака. Самая страшная потеря на настоящий момент — полностью разграбленное археологическое хранение и музей Мит-Рахина. По необъяснимому попустительству властей оставлены без охраны и частично разграблены археологические хранения знаменитого некрополя Саккара, хранилища некрополя Абусир с пирамидами царей 25 в. до н. э., хранилища эль-Кантара (Восточная Дельта, Синай) с тысячами памятников музеев Синайского полуострова».
Март. Даже после победы египетской революции востоковеды все еще не верили, что «третьей пойдет» именно Ливия с ее закрытостью от мира, относительно высоким уровнем жизни и репрессивным режимом без всяких намеков на «либерализм». Но именно это произошло, хотя обезумевший правитель не покинул пост, как Бен Али или Мубарак, начал войну с собственным народом, закончившуюся лишь в октябре.
«Каддафи кинули все, — отмечает правозащитница Оксана Челышева. — Ведь почти 42 года правил. На всех постах — члены семьи и представители его племени. Самолеты чужие сбивал. Партий не было. Все, казалось бы, перекрыл. Связей у страны с внешним миром не было. И все-таки не устоит.
Вся делегация Ливии в ООН призывает Совет безопасности к внешней интервенции. В отставку ушел министр юстиции. Они, люди Каддафи, обвиняют его в геноциде собственного народа. Летчики отказались выполнить приказ стрелять по мирным людям. Сейчас их допрашивают на Мальте.
Я вчера с ужасом слушала сыночка полковника Каддафи: мол, BBC виновато и наркоманы на улицах Триполи. С не меньшим ужасом выслушала телефонный звонок плачущего жителя Триполи о снайперах, которых он описывает как белых людей, возможно, «восточно-европейцев»… Что вообще происходит? А ливийская делегация в ООН подтверждает, что Каддафи, не надеясь на поддержку армии, привлек наемников. Они прибыли несколько дней назад. Кто и откуда — не комментируют. Ливийцы в ООН просят хотя бы сконцентрировать машины с медикаментами на египетской стороне границы».
Апрель. Кровавый теракт в минском метро, унесший жизни 15 человек. С самого начала блогеры не доверяли официальной версии о причастности к взрыву витебских неформалов, уже спешно осужденных и приговоренных к смертной казни.
«Страну захлестнула инфляция, выросли цены на продукты, бензин, транспорт, коммунальные услуги, — пишет блогер a-n-d-r-u-s-h-a. — Реальная зарплата за два месяца сократилась на 12 процентов. Самое главное — не стало валюты. Как говорится, только начали хорошо жить, как закончились деньги. За два месяца золотовалютные резервы Нацбанка сократились почти на 1 млрд долларов.
Как выяснилось из доклада МВФ, это были заемные деньги. Нацбанк и правительство предпринимают… меры, чтобы остановить отток валюты. За последние два с половиной месяца в Белоруссии принято пять мер, направленных против импортеров. Но безуспешно.
Как итог мудрой экономической политики — валюта исчезла из обменных пунктов, фактически прекращена ее продажа на Белорусской валютно-финансовой бирже. Банки перестали осуществлять расчеты в валюте с рублевых карточек. Чтобы получить свои деньги с валютного счета, надо ждать несколько дней. В дополнение к ажиотажу у обменных пунктов возрос поток желающих снять рубли и доллары с банковских депозитов. И тут в Минске бабахнуло!»
Май. Власти по-прежнему запрещают гей-парад, пытаясь выправить в массах свой зашатавшийся рейтинг на примитивной гомофобии — как им кажется, присущей «простому народу». На роль «разгневанной общественности» приглашаются записные провокаторы.
«В те часы, когда доблестные власти готовились бороться с гей-парадом, я видела, как подъехали вот эти, — пишет телеведущая Ольга Бакушинская. — Несколько молодых людей с бритыми головами, в одежде которых присутствовали элементы традиционной славянской символики, начали распевать песни, которые содержали в себе протест против проведения акции сексуальных меньшинств. Они подъехали на автобусе, что и ОМОН, только чуть раньше. Запарковались, вышли, расставили ноги в берцах, по-хозяйски оглядывая улицу. Через несколько минут НА ТАКОМ ЖЕ АВТОБУСЕ подъехали омоновцы и припарковались РЯДОМ. В общем, нет сомнений, что ОМОН и «несколько молодых людей с бритыми головами», якобы выражающими взрыв народного негодования, выползли на солнышко из одного отделения ада. Они чуть ли не по плечу друг друга похлопывали. Не секрет, что к идее гей-парадов я отношусь прохладно, но даже если вдруг на Тверской жесткое порно начнут живьем демонстрировать, меня это больше устроит, чем вот эти молодые люди и их напарники в форме. Эти легализованные убийцы без чести, совести и жалости».
Отметим, что в многотысячных декабрьских митингах в Москве участвовали активисты ЛГБТ и никакая «разгневанная общественность» на них не набрасывалась. Может быть, потому что в столь масштабной реальной людской массе имитировавшие эту массу провокаторы в штатском были вынуждены и сами превратиться в мирных зрителей?
Июнь. В Химкинском лесу проходит форум гражданских активистов «Антиселигер». Пожалуй, впервые левые, либералы, националисты, активисты системных оппозиционных партий собираются на общий «конгресс» и пытаются прийти к консенсусу, сформулировав общие претензии к власти. Попытка оказывается успешной, что тоже предопределило успех декабрьских акций протеста.
«Недостатки в организации еще есть, — пишет журналист Валерий Назаров, более известный как топ-блогер прошлого года piligrim67, разоблачитель афер молодежек «Единой России» при тушении пожаров. — Можно критиковать кухню и палатки, возмущаться количеством всяких непонятных микроорганизаций, принявших участие в мероприятии. Но это мелочный подход людей, дальше собственного дивана не видящих. На мой взгляд, событие знаковое и для власти крайне неприятное. Суть проста — активисты из разных регионов страны собрались и начали общаться друг с другом. Обычно из общения адекватных людей с одинаковыми взглядами на жизнь рождаются общие планы. И это будут планы не по вступлению в преступный антинародный фронт. Можно по-разному относиться к Чириковой и ее действиям. Но она первый человек, попытавшийся объединить гражданских активистов. Это факт. И за то ей большое спасибо».
Июль. Первая серьезная «черная метка» Владимиру Путину от мирового сообщества — отказ во вручении престижной немецкой премии «Квадрига», на которую его номинировали.
«Национальному лидеру еще не приходилось вляпываться в столь унизительные международные скандалы, — считает политолог Лилия Шевцова. — Причем в ответственный момент возвращения в Кремль. Недаром путинский пресс-секретарь Песков признал: «Честно говоря, мы первый раз с таким сталкиваемся».
Отказ от присуждения [премии] под напором массового протеста не просто публичное унижение. Речь о гораздо большем. Вручение означало бы международную легитимацию российского лидера и включение его в европейский исторический контекст в качестве знаковой фигуры. Этот международный штамп важен для Путина, Германия должна была подпереть начавший шататься трон. Но вместо этого Германия стала местом поругания.
О чем говорит поучительная история? О том, что началась история международного падения Путина. Теперь каждый раз, когда он будет появляться на мировой арене, у него за спиной будет маячить «Квадрига», и Кремлю не нужно надеяться, что Европа будет снисходительна к нашей власти во время ее выборной клоунады».
Август. Страна отмечает историческую дату: 20-летие путча 1991 года.
«19 августа 1991 года в учебном корпусе редакторского отделения Военно-политической академии имени Ленина видавший виды каперанг начал лекцию по партийно-политической работе, — вспоминает военный журналист Григорий Пасько. — Начал с того, что нудным голосом зачитал список рекомендованной литературы: это были труды товарища Ленина и работы товарища Епишева — бывшего начальника ГПУ СА и ВМФ.
А по Садовому кольцу шли танки. Поскольку окна выходили как раз на Садово-Кудринскую, то я хорошо видел танковую колонну. Через пару минут понял, что слушать цитаты из Епишева не смогу. Встал и сказал каперангу, что покидаю аудиторию, поскольку на улицах Москвы, судя по всему, творится История, а журналистам не пристало пропускать такие события.
Лектор угрожал отчислением, но я встал и ушел. Вслед за мной вышли еще несколько человек, и мы пошли к Белому дому. Там по призыву Ельцина уже начали собираться, как позже напишут, «демократически настроенные люди»… Вдруг в толпе кто-то прокричал: «Моряки с нами!»
Встретился с Игорем Тальковым. Он подошел ко мне неслучайно: вокруг стояло оцепление, а я был в форме капитана третьего ранга — и попросил провести его и спутников через оцепление — там уже была сооружена сцена. Я уверенным голосом расталкивал бойцов, то и дело выкрикивая фразу: «Пропустите артиста». Странно, меня никто не остановил, как не остановили и Талькова. Я ушел, не дожидаясь собственно концерта, о чем жалею: Игорю оставалось жить всего ничего.
Позже прочитал где-то, что среди защитников Белого дома были Мстислав Ростропович, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Александр Городницкий, Маргарита Терехова, будущий террорист Шамиль Басаев и руководитель компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, вице-мэр Москвы Юрий Лужков и его беременная жена Елена Батурина. А следствием (том дела 7, листы дела 199–200) установлено, что все документы ГКЧП готовились в аппарате КГБ СССР и после внесения в них дополнений и изменений в ночь с 18 на 19 августа окончательно оформлялись там».
Сентябрь. Владимир Путин совершает, как теперь уже очевидно, роковую ошибку, заявляя о своем желании пойти на третий президентский срок. Прозорливые политологи даже не из оппозиционного стана уже тогда отмечали: это обязательно приведет к обвалу рейтинга и нарастанию гражданского протеста.
«Команда Путина» сделала все для того, чтобы в России остался только один политический вопрос: когда и как уйдет Путин, — пишет Кирилл Мартынов. — Все остальное уже не может обсуждаться вне этого контекста. Это — бастардизация политики. Даже по сравнению со скверными 90-ми годами мы откатились далеко назад, в мир, где коллегиальные и публичные решения больше не могут существовать.
Считаю, что сегодня был сделан решительный шаг к коллапсу российского общества и распаду Российской Федерации. Дело не в том, что Путин какой-то опереточный злодей или же, наоборот, спаситель отечества. Проблема в другом. Если коротко, то Путин просто не знает, что делать с этой страной, и давно потерял стратегическую инициативу.
У Путина нет политических и человеческих ресурсов для того, чтобы что-то менять. Это значит, что страна будет продолжать переживать постепенное разрушение: обветшание инфраструктуры, отсутствие стратегических инвестиций, «бизнес на чемодане», контроль над наиболее ликвидными активами со стороны «друзей Путина». Последнюю социальную группу мы только сейчас начинаем приблизительно оценивать, масштабы их деятельности потрясают воображение.
Некоторые считают, что в 2012 году к нам придет новый Путин, способный на реформы в стиле Дэн Сяопина. Я думаю, что это, к сожалению, мечты. Даже если бы этот человек захотел таких реформ, у него, как и у президента Медведева, не нашлось бы социальной базы для них. Его единственные «друзья» — это силовики, утилизовавшие страну после олигархов, и небольшая часть лояльной интеллигенции, контролирующейся Сурковым. А в Москве встает на ноги новое поколение молодых людей, для которых Путин «был всегда». Для них постоянство Путина — вызов, и они его примут. Конфликт между властью и ними будет нарастать, причем власть не в состоянии ни адекватно оценить его, ни отработать мягко. Это наложится и на этническую проблему, скрепленную безумной дружбой Путина и Кадырова».
Октябрь. В Ливии пойман и казнен бывший диктатор Муаммар Каддафи. По жуткому стечению обстоятельств он угодил в руки озлобленного ополчения из Мисураты — города, где «задавали тон» не «прозападные либералы», а исламисты. Города, больше других пострадавшего в ходе боев. Бесславный финал Каддафи должен послужить уроком для других правителей, оторвавшихся от реальности и не способных к диалогу с собственным народом.
«Интересные подробности. Некоторые пишут, что-де ливийский диктатор «прожил яркую жизнь и умер героически в бою», — размышляет Михаил Пожарский. — А туземное ополчение вытащило своего экс-царька натурально за шкирку из норы (она же — сточная канава), где он прятался. Прятался, сжимая в лапах золотой пистолет. За пафосной картинкой благородного диктатора в золотых шелках оказался немощный испуганный старик. Такой вот «великий вождь», которому не хватило мужества ни чтобы отстреливаться, ни чтобы застрелиться. Пишут, что молил о пощаде. Однако расправа была скорой. Что сказать? Дикий народ пустыни: не съели — уже хорошо».
Ноябрь. Владимир Путин впервые публично пожинает плоды «рокировки» с Дмитрием Медведевым, глубоко оскорбившей даже многих еще вчера лояльных или аполитичных граждан. Впервые его публично освистывает не горстка вечно недовольных интеллигентов, а еще вчера «социально близкий» электорат — зрители боев без правил.
«Вечером 20 ноября произошел важный момент в истории нашей страны, — считает пресс-секретарь «Другой России» Александр Аверин. — 22-тысячный зал «Олимпийского» освистал премьер-министра Путина. Я, как и миллионы зрителей телеканала «Россия 2», видел все в прямом эфире.
Стоит отметить, что билеты в «Олимпийский» на бой Емельяненко — Монсон стоили довольно дорого и публику составляли те, кого принято называть «элитой общества». В перерывах между разогревочными боями «Россия 2» показывала интервью с многочисленными пришедшими в «Олимпийский» звездами. И эта элита освистала орла нашего, В.В. Путина.
Естественно, в повторах боя и новостных трансляциях вы освистывания не услышите. Ну а в Интернете начали свою работу в стиле «это было давно и неправда» нашистские боты.
Тем не менее шила в мешке не утаишь. Достал людей уже Путин, просто достал. В каждой бочке затычка, слишком много его».
Декабрь. С перекипевшего котла наконец-то срывает крышку: Россия, оскорбленная масштабными фальсификациями на выборах, циничной ложью властей и арестами активистов, преодолевает страх и выходит на улицы.
«Столько народу не видел ни разу в жизни, — описывает свои впечатления от митинга на проспекте Сахарова создатель антикоррупционного сайта «Роспил» Алексей Навальный. — Со сцены было видно огромную улицу, полностью забитую людьми. Хвост улицы загибался в дали, было понятно, что там тоже стоят люди. Но дело даже не в количестве, а в том, что стало ясно: собравшиеся, заявив о своих законных и простых требованиях, не отступятся. Не надоест. И погода не помешает.
Всех поздравляю. Всем, кто пришел, огромное спасибо. Лично у меня есть ясное понимание, как дальше должны развиваться события. Необходимые политические изменения могут и должны быть осуществлены мирно и без каких-либо потрясений. Главные предпосылки для этого есть:
- твердый, но мирный настрой протестующих,
- декларируемая готовность кремлевцев к эволюции ради выживания.
Пока эта готовность носит характер «разводки» и хитрости, но это нормально: каждый хочет сохранить лицо…
Организация митинга была просто отличная. Подобные мероприятия, где в выступающих каждой твари по паре, всегда отличаются чудовищной бардачностью по объективным причинам. Вчера этого удалось избежать. Все было очень хорошо и здорово, а в следующий раз будет еще лучше и мы обязательно вернем украденные у нас голоса».
С наступающим праздником! Пусть все плохое уйдет в новом году!
kasparov.ru
29.12.11.