В связи с бурным обсуждентем интервью Ибрагима Яганова о ситуации в Абхазии и КБР я счел необходимым вновь опубликовать на сайте Чересского Культурного Центра (http://circassiancenter.org/vivvo_general/3135—.html) статью: Авраам Шмулевич «Абхазо-черкесские отношения: «братство навек» или «развод в коммунальной квартире»?».
Это интервью с Председателем Черкеского Союза Русланом Кешевым вышло 12-10-2010 на АПН и стало знаковым событием, вызвало бурную дискуссию. В ней впервые были поставленые многие острые вопрсы абхазо-адыгских отношений и ситуации на Кавказе. Характерно, что на сайте АПН через несколько часов после публикации интервью исчезло. Согасно имеющейся информации требование убрать статью исходило непосредсвенно от Арсена Канокова.
Теперь интервью доступно только по прямой ссылке: http://www.apn.ru/publications/article23437.htm , но его нет ни на главной странице ни в списках публикациях Авраама Шмулевича. Однако до её исчезновения статью успели размножить десятки интернет-ресурсов.
1. Вот уже почти двадцать лет Абхазия де-факто независимое государство. Какой вклад внесли черкесы в борьбу Абхазии за независимость и в становление абхазской государственности. Эти факты малоизвестны широкой общественности.
С началом распада Советского Союза были расширены контакты между черкесской и абхазской общественностью – и между политиками, и между деятелями культуры и науки. Кроме того, в Сухуме была учреждена Конфедерация народов Кавказа, проведен Всемирный фестиваль абхазо-черкесской культуры.
С началом войны в Абхазии 14 августа 1992 года началось широкое добровольческое движение со стороны многих народов Кавказа, которое сыграло заметную роль, особенно на начальном этапе, в абхазо-грузинском конфликте. Что касается черкесских добровольцев, то достаточно отметить, что начальником штаба, а затем министром обороны Абхазии во время войны был черкес (кабардинец) Султан Сосналиев. Именно отряд черкесов (кабардинцев) под командованием Муаеда Шорова взял штурмом здание Совмина и водрузил на нем знамя победы. Во всей Абхазии знают имена полевых командиров Ибрагима Яганова, командира отряда кабардинских добровольцев, ныне председателя независимого черкесского общественного движения «Хасэ», погибших на войне Гену Карданова, Адама Хуаде и многих других. За время военного конфликта в Абхазии черкесы потеряли около 100 человек из 2 – 2,5 тысяч черкесских добровольцев, воевавших в Абхазии.
Черкесские республики России (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) оказывали Абхазии значительную гуманитарную помощь и во время войны, и после нее, когда Абхазия находилась в многолетней блокаде со стороны России.
2. Помнят ли в Абхазии вклад черкесских добровольцев в войну за Независимость? Как он увековечен?
Старшее поколение Абхазии конечно помнит об участии черкесских добровольцев, но молодежь многого не знает. Учебники по истории Абхазии также весьма скромно упоминают об этом вкладе, что вызывает сожаление. Сейчас в Абхазии стоит вопрос об увековечении памяти Султана Сосналиева, рассматриваются различные предложения.
3. Как развивались за эти годы абхазо-черкесские отношения?
Правительство Абхазии оказывает некоторую поддержку семьям погибших добровольцев, организует детский отдых на черноморском побережье, проводятся культурные мероприятия. Но, на мой взгляд, о каких-то серьезных отношениях сегодня говорить не приходится.
Есть и проблемы, требующие незамедлительного решения. Например, Вы знаете, что без гражданства в Абхазии невозможно приобрести и оформить недвижимость. Сегодня с такой проблемой к нам обращаются многие черкесы.
Абхазия позиционирует себя как единственное в современной истории государство народа абхазо-черкесской группы: гражданство Абхазии согласно ее законодательству, предоставляется абазинам и убыхам.
Но кроме абазин, абхазов и убыхов в эту группу входят еще черкесы («адыгейцы», «кабардинцы», черкесы и «шапсуги»). Однако законодательство Абхазии не предусматривает получение гражданства черкесам. И это конечно неправильно: если гражданство предоставляется представителям других народов абхазо-черкесской группы, то почему черкесы должны быть исключением? Этот вопрос поднимался прежним руководством Союза Абхазских добровольцев Кабардино-Балкарии, и мы считаем, что его нужно решить.
4. Как вы оцениваете сегодняшнее отношение политической верхушки Абхазии к черкесскому вопросу?
Черкесский вопрос – это наследие Русско-Черкесской войны 1763 – 1864 гг., в результате которой черкесский народ подвергся геноциду, и сегодня 90 % черкесов проживают более чем в 50 странах мира. Черкесы, оставшиеся на Родине, были искусственно разделены на шесть субъектов и четыре «разных» народа – «адыгейцев», «кабардинцев», черкесов и «шапсугов», несмотря на единое самоназвание и общий язык. Сегодня черкесская диаспора по численности в 10 раз превышает общее количество черкесов Кавказа, и фактически не имеет возможности вернуться на историческую Родину.
Политическое руководство Абхазии понимает остроту черкесского вопроса, и проблему черкесской диаспоры. Абхазия имеет такую же проблему — абхазская диаспора, пусть и не такая многочисленная, как черкесская, также превышает абхазское население Абхазии.
Абхазское руководство вообще не высказывается публично по черкесскому вопросу. Учитывая политическую ситуацию, в которой находится сегодня Абхазия – сильное российское влияние на эту страну, мы не ждем от Абхазии решительного «прорыва» в черкесском направлении и благодарны им за это молчание.
Однако отдельные политические деятели Абхазии, в том числе и довольно влиятельные, с подачи определенных сил в РФ, высказывают такие вещи, которых мы не ожидали даже от самых реакционных противников.
5. Что из себя сегодня представляет Абхазия? Какова Абхазская правящая элита и общество, их «качество»?
Сегодня в Абхазии наблюдается безусловный экономический рост. Увеличиваются темпы строительства, работают все органы государственной власти, силовых структур, медицинские и образовательные учреждения.
На мой взгляд, несмотря на усиливающееся присутствие России, абхазская правящая элита держит курс на укрепление государственности Абхазии, и эта позиция имеет серьезную поддержку в абхазском обществе.
Есть проблемы криминализации общества и коррупции власти, характерные и для России. В этом плане поразителен опыт Грузии, где эти проблемы были успешно решены.
В абхазском обществе во время блокады традиционные ценности частично были утрачены. Среди молодежи распространенна блатная культура. К сожалению, то же самое можно сказать обо всем Северном Кавказе, но в Абхазии эти негативные тенденции более бросаются в глаза. Вместе с тем абхазская молодежь достаточно патриотична, и, в общем, способна обеспечить будущее Абхазии.
На мой взгляд, несмотря на усиливающееся присутствие России, абхазская правящая элита держит курс на укрепление государственности Абхазии, и эта позиция имеет серьезную поддержку в абхазском обществе.
6. Сейчас в российских СМИ много пишут о том, что Красная поляна – это земли именно абхазов. Вопрос Красной поляны, Олимпиады и геноцида черкесов – вопрос политический или лингвистический?
Красная поляна – место, где планируется проведение сочинской Олимпиады 2014 года. Для черкесов это место имеет трагическую символику – именно там состоялось последнее сражение Русско-Черкесской войны, именно там 21 мая 1864 года имперские войска провели парад победы над Черкесией. Русско-Черкесская война, длившаяся с 1763 по 1864 годы, окончилась для черкесов катастрофически. Черкесский народ подвергся геноциду, более 90 % оставшихся в живых черкесов были изгнаны с Кавказа, и, как писали источники «от многочисленного цельного народа на Кавказе остались небольшие этнические островки…».
Геноцид черкесов был признан Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 7 февраля 1992 года. Теперь мы добиваемся международного признания геноцида черкесов и репатриации черкесов на историческую Родину.
В связи с планируемым проведением Олимпиады в Сочи внимание мирового сообщества к проблеме черкесского народа возрастает. И именно сейчас некоторые абхазские политики выступили с заявлениями, что Красная поляна – земля абхазов. Думаю, политический подтекст этих заявлений очевиден.
Нам пытаются навязать какие-то бессмысленные лингвистические дискуссии. В связи этим уместно отметить, что конкретно в 19 веке, в том числе естественно, и в 1864 году, когда закончилась Русско-Черкесская война, граница Черкесии и Абхазского княжества проходила по реке Бзыбь, а это, как вы знаете, гораздо южнее не только Красной поляны, но и современной границы Абхазии по реке Псоу.
Автономное княжество Абхазия под руководством своего владетельного князя Михаила Шервашидзе не принимало участие в борьбе черкесов против российской империи, и поэтому трагическая символика Красной поляны в связи с событиями 21 мая 1864 года относится только к народам, составлявшим Черкесию в 19 веке.
Мы против переписывания черкесской истории в угоду какой бы то ни было политической конъюнктуре, с чьей бы подачи это не происходило.
7. Многие черкесы высказывали недовольство некоторыми выступлениями абхазских представителей, например, на прошедшей в апреле в Москве в МГИМО МИД РФ научно-практической конференцией, «Россия-Абхазия: 200 лет дружбы и взаимоотношений», посвященной 200-летию вхождения Абхазии в состав Российской империи, выступлениями там абхазской делегации. Расскажите, о чем речь и насколько эти взгляды отражают мнение абхазского общества и политического руководства.
На конференции в МГИМО писатель Денис Чачхалия назвал позицию черкесов в связи с Олимпиадой в Сочи недружественной и высказал мнение, что вопрос Красной поляны имеет отношение к Абхазии. Это то, о чем мы только что говорили. Российские СМИ стали писать об этот как раз после этой конференции. Хочу еще раз подчеркнуть, что в 19 веке – периоде о котором, собственно идет речь, вся территория вплоть до реки Бзыбь входила в состав Черкесии. И даже в 20 веке большевики отмечали реку Бзыбь как границу собственно Абхазии, поэтому подобного рода пассажи как минимум, необоснованны, и не могут привести ни к чему, кроме ухудшения абхазо-черкесских отношений.
Абхазское политическое руководство, естественно, не высказывает оценок подобных Чачхалия. Надеюсь, что подобные высказывания не найдут поддержки и в абхазском обществе. Но что нас не может не волновать – это искажение истории Черкесии в учебниках по истории Абхазии, которые издаются там в последнее время. Мы призываем абхазских историков более объективно и правдиво относиться к написанию подобных работ, учитывая, что это не безобидное занятие, а закладка фундамента, который может испортить абхазо-черкесские отношения.
То же самое можно сказать и по отношению к некоторым абхазским политикам и общественным деятелям.
Надо помнить, что черкесы и абхазы относятся к единой абхазо-черкесской языковой группе кавказских языков и история показала, что это братство не только лингвистическое.
8. Отношения абхазов и черкесов сегодня – что это: «братство навек», «развод в коммунальной квартире»?
Я думаю, что время эйфории «векового братства», наблюдавшаяся сразу после Абхазо-Грузинской войны 1992-1993 гг. уже проходит, и не считаю это трагедией. Скорее это естественный процесс, отражающий развитие современного абхазского и черкесского общества. На мой взгляд, сегодня излишняя эйфория, еще характерная для черкесского общества, мешает взглянуть на проблемы более объективно. Однако есть понимание, что нашим народам пора перейти к выстраиванию более ясных, прагматичных и взаимовыгодных отношений.
9. Вы были единственным черкесским деятелем из РФ, принявшим участие в работе Тбилисской конференции. Почему вы туда поехали? И почему вы один?
Приглашение участвовать в работе конференции из черкесских организаций России получил только Черкесский Конгресс. Поэтому все разговоры, что какие-то черкесские организации получили приглашение, но отказались поехать – вымысел и политические спекуляции.
Я поехал не как один гражданин, а как представитель сетевой организации Черкесский Конгресс, которая уполномочила меня выступать от своего имени.
10. В российской прессе Вас уже назвали «предателем». Кого вы «предали» — интересы Российской федерации? Черкесского народа?
Если пресса дает подобные оценки – это ее проблема. Целью нашего движения является признание геноцида черкесов, совершенного Российским государством в ходе и после Русско-Черкесской войны 1763 – 1864 года, а также восстановление единства разбросанного по миру и разделенного на Кавказе черкесского народа на его исторической Родине.
Сегодня в Европе нет ни одного народа, кроме черкесов, 90 % которого живут за пределами Родины. Черкесы Кавказа разделены на своей земле на шесть субъектов и недавно – еще на два разных Федеральных округа (Южный и Северо-Кавказский). Это противоречит международному праву и собственно Конституции РФ. Черкесы сегодня вынуждены доказывать, что они единый народ, доказывать свое право жить на своей земле единой нацией.
Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 7 до 10 млн. человек, и это такая проблема, от которой нельзя отмахнуться. Из всех народов России черкесы имеют самую многочисленную диаспору после русской.
Черкесы являются коренным народом Российской Федерации, и черкесский вопрос, прежде всего, должна была бы решать сама Россия. Но это не означает, что мы не имеем права обращаться для решения своего вопроса к другим странам. В этой связи хочу выразить благодарность народу Грузии в лице организаторов конференции за предоставленную возможность донести нашу проблему до мирового сообщества.
Мы выступаем за мирное, цивилизованное решение черкесского вопроса в рамках международного законодательства, и имеем полное право обращаться за помощью ко всему цивилизованному миру для решения своей проблемы, которая является международной.
11. Ваше видение будущего Кавказа и место в нем Грузии, Черкесии, Абхазии.
Черкесия была самой крупной – доминирующей по численности населения и территории страной Кавказа. Она играла важнейшую роль в регионе. Российская империя уничтожила Черкесию, но не смогла занять ее место в обеспечении геополитической стабильности.
Сегодня идет процесс структурирования черкесского национального движения, в результате чего в черноморско-каспийском регионе и на Ближнем Востоке появится новая геополитическая реальность в виде структурированной дисперсной нации. Наша разделённость по многим странам мира сегодня становится в чем то нашей силой. Рано или поздно черкесский народ обретет единство на своей Родине – исторической Черкесии. Тогда начнется новый этап развития региона, связанный с переформатированием современной ситуации, сложившейся в результате Русско-Черкесской войны 1763-1864 гг. Это должен быть процесс, максимально учитывающий интересы всех сторон и всех народов региона, потому что мы живем в едином пространстве и никуда друг от друга не денемся.
Что касается вопроса об Абхазии, Грузии и Черкесии, то они вместе всегда образовывали особое культурное и политическое сообщество. Это позволило исследователям разделять Кавказ не по географическому признаку (на Северный и Южный), а по культурно-историческому – на Западный и Восточный Кавказ.
То есть Абхазия, Грузия и Черкесия – это исторически единая западно-кавказская цивилизация, имеющая древнюю историю и богатую культуру. И поэтому она имеет хорошую историческую и политическую перспективу.
http://www.apn.ru
13.01.12.