Роман Абрамович недавно устроил новогоднюю вечеринку за 8 миллионов долларов. Однажды он выложил 86 миллионов долларов за картину Френсиса Бэкона (Francis Bacon). Его дача на Сен-Бартельми стоит 90 миллионов долларов. Кроме этого ему принадлежат шато на Французской Ривьере, 540-футовая яхта с двумя вертолетными площадками и английский футбольный клуб «Челси», который он купил в 2003 году. Поэтому, когда на этой неделе российский олигарх пришел в лондонский суд не с Rolex, а с часами стоимостью в 140 долларов на запястье, было вполне естественно, что британские журналисты стали вслух задаваться вопросом о том, не начал ли бывший продавец резиновых уточек экономить свои рубли.
Это вполне возможно. В последние четыре месяца Абрамович сталкивается с постоянными нападками на свою личность и на свой образ жизни, оказавшись ответчиком по иску на 6 миллиардов долларов, который предъявил ему его бывший наставник Борис Березовский. Березовский, обретший влияние в России при Борисе Ельцине и утративший его при Владимире Путине, обвиняет Абрамовича в том, что тот шантажом вынудил его продать по заниженной цене долю в нефтяной компании «Сибнефть» и понести многомиллиардные убытки. По некоторым оценкам, стороны к настоящему моменту уже потратили на судебный процесс больше 150 миллионов долларов.
Длившаяся четыре месяца тяжба между двумя миллиардерами, входящими в число самых богатых выходцев из бывшего Советского Союза, началась в октябре и все это время продолжала обеспечивать таблоиды свежими материалами. Слушанья, проходившие в новеньком судебном здании «Роллс-билдинг», которое обошлось в 460 миллионов долларов, обнажали мрачную подоплеку бизнеса постсоветской России, в которой Ельцин раздавал олигархам государственные активы в обмен на политическую поддержку. Каждое утро входящих в здание суда олигархов встречали вспышки фотоаппаратов папарацци. Миллиардеров и их свиту сопровождали восхитительные русские женщины в темных очках. Вокруг толпились напоминавшие ходячие телевизоры телохранители со своими гарнитурами и квадратными челюстями.
Березовский, известный советский математик, ушедший в бизнес, явно наслаждался вниманием. С тех пор, как в 2000 году он покинул России и превратился в политического эмигранта, он был откровенным критиком Владимира Путина. В целом он сумел интегрироваться в британское общество. В зале суда он часто появлялся с красным маком в петлице, который в Британии носят в память о погибших воинах. Говорил он на свободном, хотя и не идеальном английском. Березовский признал на слушаньях, что Абрамович – сирота из детского дома, ставший олигархом, — «хороший психолог и умеет нравиться людям», но добавил, что он «недостаточно умен». В какой-то момент Березовский заявил, что он пообещал двум из своих ключевых свидетелей по 1% от любой суммы, которую он может получить, выиграв дело. Однако днем позже под давлением адвокатов Абрамовича он отказался от своих слов: «Если говорить о свидетелях, никто из них [финансово не заинтересован в исходе дела], потому что, как я понимаю, это был бы подкуп свидетелей».
С другой стороны, Абрамович избегал внимания журналистов и публичных выступлений. В ходе слушаний быстро стало понятно, что он практически не говорит по-английски. Общался он с судом через переводчика и на большинство вопросов отвечал односложно: «Da». Он отрицает, что Березовский был его наставником и настаивает, что акций «Сибнефти» у Березовского никогда не было, и никаких дивидендов компания ему не выплачивала. Он утверждает, что заплатил Березовскому 2,5 миллиарда долларов за политическое покровительство и защиту от бандитов. «Однако ему все еще мало, — заявил Абрамович. – Я расстроен и удивлен тем, что он, кроме этого, захотел через суд оттягать у меня значительную часть моего состояния». По его словам, в Березовском «есть что-то от мегаломаньяка».
В ходе судебного процесса адвокаты Абрамовича постарались затушевать его расточительный образ жизни. В частности Абрамович в своем письменном свидетельстве выразил удивление по поводу того, о нем пишут журналисты. Среди прочего, он опроверг информацию о том, что он однажды потратил на обед 47 тысяч долларов, что он как-то купил римское кафе, в которое заглянул, чтобы выпить кофе, что он потратил 870 миллионов долларов на самолет с системой защиты от ракет и что он заказал себе подводную лодку, в которой можно пережить ядерную войну.
Независимо от исхода дела, Березовский в определенном смысле уже победил. Вскрыв закулисные сделки и продемонстрировав атмосферу «Дикого Запада», в которой ведутся дела в России, он нанес удар по своему заклятому врагу Владимиру Путину. «С точки зрения пиара, этот процесс – кошмар для Путина и его страны, — считает международный адвокат Эдвард Мермелстейн (Edward Mermelstein), специализирующийся по коммерческим сделкам в России и на Украине. – Финансовый аспект здесь не так важен, как поднявшаяся в прессе волна. В дурном свете оказались выставлены все российское правительство и весь российский бизнес». Тот факт, что Березовский обратился в британский суд, а не в российский, в котором его дело, как он утверждает, не могло бы быть разобрано объективно, только дополнительно усугубляет ситуацию.
Разумеется, самому Березовскому тоже досталось. Свидетели, дававшие показания в пользу Абрамовича, обвинили олигарха-изгнанника в связях с организованной преступностью из Чечни. Несколько более необычным было то, что один из свидетелей попробовал представить его психопатом, пришедшим на деловую встречу в пятизвездочном отеле в халате. Адвокаты Березовского назвали это «чистой выдумкой», направленной на то, чтобы заставить их клиента выглядеть «крестным отцом», а не предпринимателем. Впрочем, Березовскому к этому не привыкать. «Последние десять лет в России его демонизируют и смотрят на него как на парию, — утверждает Мермелстейн. – Он не стесняется выглядеть отрицательным персонажем». Между тем для Абрамовича, который по-прежнему прочно держится в кремлевском внутреннем кругу, эти потоки грязи намного опаснее, так как происходящее может сказаться на его отношениях с властями в Москве. «Абрамович – российский «белый рыцарь». Россия не может позволить себе, чтобы его представляли в дурном свете, ведь он, в сущности, – это отражение того, что окружает Кремль».
Теперь у Абрамовича будет достаточно времени, чтобы подумать о том, как тяжба с Березовским может сказаться на его репутации и на его положении в России: суд, вероятно, примет решение только через несколько месяцев.
21/01/2012