Слушая Владимира Путина, пытающегося спасти свою карьеру в момент, когда осыпается фундамент его поддержки, получаешь впечатление, что российский премьер-министр все больше и больше смахивает на тех арабских диктаторов, против которых с гневными протестами выступили их собственные народы.
«Стабильность – это достояние, которое можно только заслужить, заработать упорным трудом, проявляя открытость к переменам и готовность к назревшим, продуманным и просчитанным реформам», — объявил Путин в этом месяце в одной из своих предвыборных статей, размещенных в интернете.
То же самое говорил сирийский президент Башар Асад ровно год назад, как раз перед тем, как его собственная страна растворилась в пламени хаоса, протестов и массовых убийств.
«Если ты не увидел необходимости в проведении реформ перед тем, что случилось в Египте и Тунисе, — сказал тогда Асад в интервью Wall Street Journal, — то потом уже слишком поздно браться за реформы». «Мой первый приоритет», добавил Асад, «это стабильность, и это даже важнее, чем еда». И конечно же, бывший египетский президент Хосни Мубарак за свои долгие годы правления в стране неоднократно объяснял, что проводимые им репрессивные меры необходимы для поддержания все той же «стабильности».
Читайте также: Связи США и России ослабевают с приближением возможного президентского срока Путина
Эксперты по России выражают сомнение в том, что Путин знает, насколько он похож на этих разжалованных и посрамленных арабских диктаторов. Недавно он выплеснул новую дозу резкой антиамериканской риторики, бросив очередной вызов попыткам президента Барака Обамы улучшить напряженные отношения Вашингтона с Москвой.
Сегодня Россия стоит на перепутье. Политическая партия Путина «Единая Россия» в декабре потерпела сокрушительное поражение, не сумев набрать даже 50% голосов на парламентских выборах — и это, как говорят наблюдатели, после массовых вбросов бюллетеней и подтасовок.
Страна проводит в марте президентские выборы, и Путин баллотируется на третий срок. Нет никаких сомнений, что декабрьские выборы встревожили его.
«Их немного отрезвило то, что автоматических побед больше не будет, — говорит бывший посол США по особым поручениям в России и странах СНГ Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), работающий сегодня в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations). – Они действительно верили своим собственным цифрам, что их поддерживает 70 или даже 80 процентов».
Поэтому Путин ввел в действие новую предвыборную стратегию: обливать грязью США.
Читайте также: ПРО в предвыборной гонке США и России
Его правительство начало нападки на нового посла США Майкла Макфола (Michael McFaul) еще до того, как он успел распаковать свои чемоданы – и это несмотря на то, что Макфол был в Белом доме главным инициатором новой политики «перезагрузки» Обамы с Россией. Путин недавно заметил, что Россия интересует США по одной простой причине: это единственная страна, которая может уничтожить Америку менее чем за полчаса.
Путин и его подчиненные в правительстве обвиняют Соединенные Штаты в подстрекательстве к массовым протестам, начавшимся вскоре после позорных декабрьских выборов, а также в инспирировании восстаний арабской весны в Египте, Ливии, Сирии и других странах. Министр иностранных дел Сергей Лавров посвятил большую часть своей состоявшейся в январе ежегодной пресс-конференции широкомасштабным нападкам на Соединенные Штаты. Он мрачно заявил, что США могут столкнуться с «очень большой войной», если будут, как он выразился, и дальше поощрять антиправительственные выступления на Ближнем Востоке.
«Возможно, они пытаются создать политическую шумиху, — сказал бывший старший директор по российским, украинским и евразийским делам в Совете национальной безопасности Койт Блэкер (Coit Blacker), ныне работающий старшим научным сотрудником в Стэнфордском университете. – Путин хочет создать впечатление, что он незаменим, что он единственный, кто может бесстрашно выступить против США. Вы осуждаете США, и ваша притягательность повышается в масштабах все страны».
Но вопрос в том, как эта стратегия на самом деле отзывается сегодня в умах и сердцах российского народа. Неужели Путин действительно утратил чувство реальности, как отмечает Арон – подобно Асаду, Мубараку и всем остальным? Даже сейчас, когда прошел почти год с начала сирийского восстания, Асад обвиняет в насилии террористов и подстрекателей, пользующихся иностранной поддержкой. Он отказываться признавать, что это хоть как-то связано с его диктаторской манерой поведения. А Путин, Лавров и прочие в его правительстве обвиняют США. Но согласно ли с такой позицией российское большинство?
Еще по теме: Путин обвиняет США в провоциршвании протестов
«Для молодежи, которой сегодня 20-30 лет, — сказал Арон, имея в виду демонстрантов, — ориентиром являются не США и не холодная война – и даже не 1990-е годы. Ориентир для них то, что они видят сегодня в интернете».
А как они видят в онлайне Путина? В августе тот устроил показательное погружение в море, где «нашел» сокровище, которое, как была вынуждена в итоге признать его собственная канцелярия, было заранее установлено для него на морском дне. Чуть позже появился фотомонтаж, где кандидат от оппозиции Алексей Навальный стоит рядом с пришельцем. Когда подделку разоблачили, появился видеоклип, где Навальный стоит рядом с Адольфом Гитлером и как попугай повторяет его жесты.
Соединенные Штаты не имеют отношения к уличным протестам в Москве, и нет никаких убедительных причин полагать, что США сыграют заметную роль в следующей демонстрации, которая запланирована на эту субботу.
Однако Блэкер отмечает, что хотя образованная московская молодежь относится к Путину с презрением, многие россияне по-прежнему активно откликаются на риторику из времен холодной войны. И Путин разговаривает с ними, а не «подыгрывает Москве». В то же время, Блэкер признает, что аналогичный городской/сельский раскол существовал и в Египте год тому назад, однако это не помешало протестующим в Каире изгнать Мубарака.
«Москва как Каир, — говорит он. – А Путин вероятно не знает, насколько похожи его слова на высказывания Мубарака или Асада».
Россия и те, кто наблюдает за ней на Западе, с волнением ждут, сколько людей придет в субботу на запланированную крупномасштабную демонстрацию – и как правительство Путина обойдется с демонстрантами. До президентских выборов остается всего один месяц, и российские эксперты говорят, что Путин вряд ли наберет большинство голосов без манипуляций с избирательными урнами. Даже когда в субботу предприятия по указанию Путина тысячами свозили своих рабочих на митинг в центре России, эти рабочие демонстрировали своему кандидату весьма прохладную поддержку.
Читайте также: Внешняя политика президента США в отношении России провалилась
«Обман это неотъемлемая часть российской системы», — говорит Сестанович. Блэкер добавляет: «Я не вижу обстоятельств, в которых они проведут свободные и честные по нашим меркам выборы. Их никогда и не было».
На прошлой неделе единственная в России независимая организация по мониторингу выборов «Голос» уже получила уведомление о том, что должна выехать из занимаемого ею помещения, иначе ей до 6 марта грозят регулярные отключения электроэнергии. То есть, как раз до президентских выборов. Российские власти обвинили эту организацию в попытках спровоцировать в России восстание в стиле арабской весны.
Российские руководители понимают «необходимость более масштабных подтасовок» результатов мартовских выборов, говорит Сестанович, однако «они по-настоящему обеспокоены тем, во что это выльется».
Эти руководители, по словам экспертов, осознают, что еще один пример вопиющих фальсификаций может привести к тому, что тысячи возмущенных россиян снова выйдут на улицы – и усилят брожение в рядах правительства. Ведь в декабре манифестанты протестовали из-за того, что обман на парламентских выборах разозлил и возмутил их. Вскоре после этого один из ближайших помощников Путина министр финансов Алексей Кудрин ушел в отставку и присоединился к протестующим, продемонстрировав, что «лед тронулся», как выразился Сестанович.
«Эти демонстранты заявляют: «Мы хотим избавиться от этого парня, потому что он нас не понимает», — говорит Арон. – Он застрял в прошлом, как и те арабские диктаторы».
В своем интервью Wall Street Journal годичной давности Асад сказал, что его стране нужно время, чтобы «создать институты и улучшить систему образования», а уже потом предлагать демократические реформы. Что касается России, то Путин в своей газетной статье заявил о необходимости «образовательной революции», прежде чем Россия сможет войти в новую «социальную реальность».
Джоэл Бринкли — преподаватель журналистики, профессор Стэнфордского университета. Он бывший зарубежный корреспондент New York Times, возглавлявший корпункт газеты в Иерусалиме.
01.02.12.