В Осетии и Ингушетии каждый год отмечают очередную годовщину скорбного события – осетино-ингушского конфликта осени 1992 года. В Назрани, в районе трассы Назрань-Кантышево находится кладбище, на котором похоронены его невинные жертвы. 19 лет назад их свозили на площадь Согласия, во двор бывшего райкома КПСС. Сюда шли толпы людей, с ужасом думая, что в каком-нибудь из истерзанных трупов они опознают близкого родственника. Среди убитых были женщины, старики, дети, мужчины. Их беспомощные позы говорили о том, что их застали врасплох. Они не верили, что можно быть убитым без вины, только потому, что ты другой национальности.
А в это время официальные СМИ Северной Осетии передавали военные сводки, в которых сообщалось об «оккупации осетинских земель ингушскими агрессорами и экстремистами», сопровождаемые левитановским рефреном периода ВОВ: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Если бы не реальные жертвы с обеих сторон – это было бы похоже на плохо разыгранный спектакль.
«Агрессоры» же, собравшиеся захватывать «чужие земли» даже не вывезли своих стариков, женщин и детей в безопасные места. «Экстремистскими силами, совершившими вторжение в Северную Осетию со стороны Ингушетии» были те, кто пытался прорваться на помощь своим родственникам, ставшими заложниками южноосетинских боевиков, которые имели боевой опыт и играли в этом конфликте роль «эскадронов смерти».
Был 1992 год, октябрь месяц. 26 октября Президиум Верховного Совета России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско-осетинских вопросов. А за полтора года до этого, 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», 6-й пункт которого предусматривал территориальную реабилитацию ингушей.
Свой проект решения спорного вопроса Северная Осетия осуществила 31 октября 1992 года.
За время боевых столкновений погибло более 600 ингушей и 192 осетина, пропало без вести – 208 ингушей и 37 осетина. Из 15 сел Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши, 13 сел были полностью уничтожены. Все их имущество было разграблено, а в уцелевших домах и квартирах поселились осетины. В ходе конфликта около 70 тыс. ингушей стали вынужденными переселенцами, значительная часть их по сей день не может вернуться в свои дома.
Быть успешным на всех фронтах: и на идеологическом, и на политическом, и на военном, можно только если ты заранее готовился к войне. Власти Северной Осетии, официально провозгласившие этноцентризм национальной идеологией, не постояли за ценой и кинули в жернова этнического конфликта и осетинский народ и собственных граждан ингушской национальности.
http://www.habar.org
09.02.12.