Главное содержание этих выборов очень простое: в России появилось гражданское общество.
28 тыс. человек наблюдателей по всей стране — это и есть гражданское общество. 28 тыс. против 14 млн в «дополнительных списках». Это отличное соотношение. Когда декабристы выходили на Сенатскую площадь, соотношение было куда хуже.
Вы представляете, если бы 14 декабря 1825 года в России состоялись всенародные выборы царя, сколько бы голосов было за Николая I? А Путин набрал только 65%, и то с «каруселями»!
28 тыс. человек — средний класс, менеджеры, айтишники, финансовые консультанты, сотрудники банков, торговых сетей, страховых компаний, вместо того чтобы пойти в ресторан, пошли в наблюдатели. Они вынули фигу, которую держали в кармане, и нарисовали ее на плакатах вместе со словами: «Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит», «Свободу рабу на галерах!» 14 млн людей пошли и проголосовали по дополнительным спискам, еще с полмиллиона участвовало, наверное, в разных «каруселях», приравняв один голос успешного менеджера к десяти голосам Светы из Иванова еще кто-то подкидывал бюллетени, бил наблюдателей и прыгал от них в окошко, — но за этими людьми прошлое. А за нами — будущая свобода России.
Вы скажете, что главное содержание этих выборов — победа Путина. Отнюдь. Что Путин победит, мы и так знали. Это, мягко говоря, не было неожиданностью. Неожиданностью было другое — что 28 тыс. наблюдателей сделают его победу нелегитимной. Что даже Барак Обама не поздравит его с победой.
На участке, где я была наблюдателем, все было посчитано абсолютно честно, Путин получил 33,4%. На моем родном участке в дополнительные списки включили 1400 курсантов военной академии. Путин получил 34,9%. Я горжусь российской армией. На участке Каспарова Путин получил 32,6%. На участке Немцова была «карусель», половина «нашистов» увидела Немцова и разбежалась от ужаса — с недоверченной «каруселью» Путин получил 38%. А на участке № 1946, куда на моих глазах людей подвозили автобусами, Путин получил 57%. И после этого вы мне говорите, что Путин по Москве реально набрал хотя бы 40%? Курсанты военной академии не любят родину, Света из Иванова ее любит? В Бутырке, где Путин получил реальных 90%, ее любят? В Чечне, где Путин получил свои 100%, ее любят?
Это долгая дорога. Но каждая долгая дорога начинается с первого шага.
Что дальше? Прежде всего — региональные выборы. Следующие будут осенью. Власть пошла на уступки, судя по всему, Республиканская партия Рыжкова будет зарегистрирована. Это очень важно — участвовать в местных выборах. Демократия не начинается с выборов президента. Выборами президента она заканчивается. Американская демократия началась не с того, что колонии выбрали президента. Она началась с того, что каждый штат еще до революции имел свое самоуправление.
Дальше — настоящие общественные организации. «Роспил». «Синие ведерки». Если и на что опирается демократия в Америке, если чему и учиться — так вот этой жирной почве общественных организаций, вмешивающихся на местом уровне во все. Посмотрите, сколько сделали «Синие ведерки». Это уже не только о мигалках. Вот только что не попал за решетку Петр Дмитриев — обычный молодой человек, вина которого состояла в том, что он попал в ДТП не с теми людьми. Это — заслуга «Синих ведерок». Судья Шаповалов, знакомец Цапка, решил не связываться.
Вот — сейчас будут судить Алексея Козлова, мужа Ольги Романовой. Алексей Козлов повздорил с экс-сенатором Слуцкером. Сенатору Слуцкеру необыкновенно везет: его враги получают или сроки, как Сафарян, или пулю в лоб, как его начальник охраны генерал Трофимов. Я ничего сейчас не говорю о самих процессах, я просто констатирую, что сенатору Слуцкеру необыкновенно везет. Он уже и экс-сенатор, а ему все равно везет. Давайте сделаем так, чтобы ему везло поменьше. Понятно, что система не отдаст министров или убийц Магнитского. Но свободы Козлову можно-то добиться? Чтобы кто-то плюнул и сказал: «Да ну их, запалили всю малину. Давайте возьмем деньги в другом месте».
Много вещей можно сделать только сверху, включая реформу полиции и судов. Но вот гражданское общество можно строить только снизу. Отсутствие государства предоставляет нам такую возможность.
Я гляжу сейчас на первичные выборы среди республиканцев в США. Как?! Президент Обама не отменил регистрацию Республиканской партии! Не объявил своего потенциального соперника Ромни агентом «Аль-Каиды»! Не опубликовал личную почту другого кандидата, Грингрича, со словами: «Мы против «оранжевой» революции!»
И сначала я завидовала Грингричу и Ромни, Санторуму и Полу, хорошо одетым, окруженным холеными женами, выступающим в прекрасно освещенных помещениях, а потом подумала: хорошо стричь лужайку, за которой ухаживают 300 лет. А вы попытайтесь вспахать асфальт.
Мы — начали вспахивать асфальт. Это не так красиво и довольно-таки тяжело. И я впервые за много лет могу сказать то же, что Митт Ромни и Ньют Грингрич говорят о своей стране: я горжусь Россией. Россия будет свободной.
http://www.novayagazeta.ru
10.03.12.