Главная » Все Новости » События » Европа признает Путина, но ставит на Болотную

Европа признает Путина, но ставит на Болотную

Резолюция Европарламента по России, принятая в четверг на пленарной сессии в Страсбурге, оказалась на удивление короткой и сравнительно мягкой

В документе — и усталость от многолетнего битья головой о бетонную стену, и надежда на пробудившееся гражданское общество в самой России, и неизбежная «реальполитик».

Депутаты в очередной раз констатировали, что президентские выборы не соответствовали демократическим стандартам и партнерским обязательствам России, что демократии и власти закона в России как не было, так и нет. Но от России никуда не отчалить, и надо настраиваться на сожительство с партнером, у которого «свои недостатки».

Никаких намеков на санкции или даже точечные ограничительные меры, какие множатся в отношении соседней Белоруссии. Ни на закрытие Европы для российских коррупционеров. Дело Магнитского и соответствующий черный список остались на этот раз за скобками более общей дискуссии о выборах и политике.

Россия важна как экономический партнер, источник газа и нефти. Без России, заметил представлявший исполнительную власть объединенной Европы министр иностранных дел Дании Вилли Сеундал, ЕС не может преодолеть региональные и международные проблемы в соседних регионах, в Сирии и Иране, проблемы глобального изменения климата и защиты окружающей среды. Качество и динамика политической ситуации в России изменились, и сейчас главное — решить, как Европа может помочь процессу реформ.

Короче, выборы — это уже дело прошлое, и споры об их справедливости и честности не имеют практического смысла, «возвращение» Путина — данность, и надо смотреть в будущее. В России наметились перемены к лучшему, люди потеряли страх перед властью и вышли на улицы, а власть заговорила о немыслимых еще вчера реформах. Эти ростки нового и должен поддержать Евросоюз.

В дискуссии несколько раз звучали цифры, взятые из каких-то соцопросов: 30% российских респондентов — за европейский путь развития своей страны, но 40% — за особый российский путь. А они-то, евродепутаты, все время думали, что Россия — европейская страна. Теперь будут работать с теми самыми 30 процентами, чтобы их стало больше. Сотрудничество для модернизации, на которое согласился Кремль, должно охватывать не только экономические, но и политические реформы, считают они.

Вести дела с официальными властями, но полагаться на ту часть российского общества, которая уже восприняла европейские ценности и смеется над карикатурой демократии в России. Единого мнения нет. Лидеры либералов и демократов, бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстад и эстонка Кристина Оюланд, увидели в президентских выборах в России возврат к худшим советским порядкам. Они и многие другие назвали представленный проект резолюции слишком мягким. Некоторые ставили под сомнение легитимность думских и президентских выборов, призывали заморозить членство делегации России в ПАСЕ. Но в резолюцию это не вошло.

В кризисное время в Европарламенте стали слышнее голоса евроскептиков и националистов, которые солидарны с российскими единомышленниками. Один доказывал, что выборы в России проведены демократичнее, чем в его родной Британии, и обрушился на правительство Кэмерона. Другой считает, что СМИ в его родной Австрии еще более монополизированы, чем в России. Третий привел примеры ущемления демократии в странах ЕС: Бельгия запретила ультраправую партию «Фламс-Блок», Германия — «патриотическую» (нацистскую) группировку.

Европа очень разная. В этом не столько ее беда, сколько преимущество…

http://www.novayagazeta.ru

16.03.12.