6 апреля президент Турции Абдулла Гюль, выступая перед выпускниками военных академий страны, заявил, что Турция не намерена оставаться безразличной к событиям в регионе. «Турция не может оставаться безразличной к событиям в арабском мире, как она не остается равнодушной к судьбе азербайджанских братьев, изгнанных из своих домов в Нагорном Карабахе», — заявил президент. «Нас связывают исторические братские и родственные связи с народами, живущими на Кавказе, Балканах, Ближнем Востоке и в Средней Азии, поэтому мы не будем оставаться безучастными к происходящим там событиям», — отметил он.
Многие эксперты считают, что заявление Гюля было своего рода реакцией на результаты, а по большому счету, на отсутствие таковых, по крайней мере, в позитивном ключе, визита министра иностранных дел России в Армению и Азербайджан. Многие сразу вспомнили о жестком стиле поведения во внешней политике «нового-старого» президента России Владимира Путина, особенно на постсоветском пространстве, и стали прогнозировать усиление давления на страны Южного Кавказа. При этом, как ни странно, о возможности усиления давления стали говорить как в Баку, так и Ереване, что является наглядным доказательством отсутствия позитивных сигналов со стороны Москвы, которые повысили бы привлекательность России в качестве стратегического партнера для ближайших соседей, и даже для Армении, которую она считает своим «форпостом на Южном Кавказе».
Напуганы все
Все, кроме грузин. Им, кажется, после августа 2008 года нечего терять.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков считает, что заявления некоторых российских и армянских политологов о том, что Владимир Путин займет более жесткую позицию в отношении Южно-Кавказского региона, преувеличены. «Я не понимаю, в чем будет заключаться эта жесткость. Если на словах, то взять на испуг кого-либо нынче трудно. Тем более когда это касается финансово и энергетически самодостаточного, являющегося в настоящее время членом Совета Безопасности ООН Азербайджана. Все инструменты военного, дипломатического, экономического и информационного давления в отношении Грузии и Азербайджана в предыдущие десятилетия Москва применила и безрезультатно.
Ни для кого уже давно не секрет, что за конфликтами в регионе — будь это абхазский, юго-осетинский и карабахский — стоит Россия. Наличие этих конфликтов серьезно отягощает развитие наших государств, но не заставило нас покорно склонить голову перед северным соседом и превратиться в безмолвных вассалов. Прямая военная агрессия, к которой, судя по тому, что на Северный Кавказ к границам Грузии и Азербайджана стягиваются войска, проводятся крупномасштабные учения, склоняется Россия, — дело рискованное и может поставить Москву лицом к лицу со всем остальным миром. В XXI веке такие действия не пройдут.
А такой инструмент российской внешней политики, как запреты на импорт той или иной продукции со стороны главного санитарного врача Онищенко, особого ущерба нанести ни Грузии, которая свела к минимуму торгово-экономические отношения с Россией, ни Азербайджану, в экспорте которого преобладают энергоресурсы, нанести не в состоянии. В качественных овощах и фруктах из Азербайджана заинтересованы в первую очередь российские потребители. Если будут под надуманными предлогами ставиться препятствия на пути их экспорта, то 200 миллионов долларов, в которые оценивается эта позиция, на фоне 30-миллиардного внешнеторгового оборота Азербайджана — это мизер, менее 1%.
Будет запрет на ввоз фруктов и овощей из Азербайджана в Россию, на нашем внутреннем рынке будет изобилие, цены понизятся, и люди с удовольствием будут потреблять больше.
Что же касается скрытых военных угроз, то заявления турецкого президента Абдуллы Гюля о том, что Анкара не останется безучастной к происходящим в регионе событиям, в какой-то мере можно считать ответом Москве, что Турция не допустит здесь вседозволенности России», — заявил Расим Мусабеков.
«Наверное, не нужно напоминать, что союзнические отношения в регионе имеются не только между Арменией и Россией, но и между Азербайджаном и Турцией», — подчеркнул он.
В свою очередь бывший госсоветник, политолог Вафа Гулузаде считает, что Россия продолжит жесткую политику в отношении Азербайджана. «Позиция Москвы уже ужесточается в нашем регионе. Лавров не получил ни одного положительного ответа от Баку на российские инициативы. Здесь Лаврову явно дали понять, что не станут безоговорочно соглашаться со всеми предложениями Москвы.
Путин попытается дать асимметричный ответ США на установку систем ПРО именно на Кавказе. Россия, возможно, воспользуется конфронтацией между Западом и Ираном и, якобы для защиты своих границ, устроит военную провокацию против Баку. Но я не думаю, что в США не знают об этих планах Москвы, и не случайно сразу после визита Лаврова в регион президент Турции в довольно жесткой форме заявил, что эта страна не останется безразличной к событиям в нашем регионе. То есть Гюль дал понять, что в случае новой агрессии против Азербайджана Турция встанет на нашу защиту. Одним словом, «холодная война» продолжается — Россия, США, Европа и Турция будут продолжать нагнетать обстановку в регионе», — отметил В.Гулузаде.
Как ни странно, не в лучшем настроении пребывают в Ереване и прозападно настроенные эксперты.
«Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Армению показал, что стратегическая цена нашей страны повысилась». Об этом заявил в ходе пресс-конференции директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян, который отметил, что Россия во многом похожа на Турцию, которая уважает и считается с Арменией лишь тогда, когда она сильна. «Визит Лаврова преследовал три политические цели: во-первых, демонстрация роли Армении для России, а также подготовка для президентства Путина; во-вторых, необходимость показать роль России на Южном Кавказе; и в-третьих: посещение Армении за месяц до выборов в Национальное собрание.
Очевидно, что Армения для РФ в этом регионе является единственным надежным партнером. Россия понимает, что Армения является для нее очень важным партнером, что позволяет нам требовать от России большего. В то же время Россия улучшает отношения с Азербайджаном, и с приходом Владимира Путина эта страна продолжит играть свою ведущую роль в рамках Минской группы ОБСЕ. Однако в развитиях ожидаются явные перемены. Президент Медведев был очень терпеливым и для организации встреч между конфликтующими сторонами тратил свое время и усилия. У Путина агрессивный и подавляющий стиль, однако, к счастью, он не сработает по двум причинам. Во-первых, Путин не может влиять на Армению, поскольку у него натянутые отношения с армянской стороной, а во-вторых, Армения и Азербайджан слишком далеки друг от друга. Азербайджан пока не осознает, что навсегда потерял «НКР» и проиграл войну. В то время как Армения ни для кого не представляет опасности. В этом плане не стоит ждать реальных развитий вокруг урегулирования нагорно-карабахского вопроса», — сказал он. Обращаясь к визиту Лаврова в преддверии парламентских выборов в Армении, Ричард Киракосян отметил, что в целом ожидаются подготовительные работы в плане нового периода президентства Путина. «Путин пересмотрит политику, потому что Россия тоже изменилась. Теперь он не столь любим, как прежде, что для Армении означает, что нужно пожинать уроки. Кроме того, Армения должна ждать давления со стороны РФ также в плане путинского Евразийского союза. Однако этот союз вовсе не отвечает интересам Республики Армения. Армения должна смотреть в будущее, а не восстанавливать советское прошлое», — заключил Киракосян.
Стоит обратить внимание на то, что политологов, кстати, как с армянской, так и азербайджанской стороны, позиция которых была озвучена выше, нельзя считать оппозиционно настроенными.
(«Зеркало.az«, Азербайджан)
10.04.12.