Он отдал много дней, ночей и лет своей жизни, чтобы блокировать все подходы к власти. Задушил амбиции множества других людей. Однако результат оказался двойственным. Вместе с привилегиями власти он взвалил на себя и тяжесть вины. Накоплению позитива мешают обвинения в адрес президента, грозно нависшие над страной. Так строилась его власть. Он методически отнимал у общества любые проявления инициативы и ответственности, в итоге оказался в ситуации, когда ему приходится отвечать за все. Создать чистый и светлый образ лидера нации не получилось.
Приписывая ему чуть ли не ангельское начало, официальная пропаганда не смогла обелить как его самого, так и все его деяния. Все больше людей начинают понимать, что только он сегодня ежеминутно восстает против всей страны, чтобы удержать власть любой ценой. Для этого ему приходится использовать все подвластные только ему рычаги госуправления и госпринуждения. Он, возможно, понимает, как его, в принципе, могут ненавидеть не только оппозиционеры, но и те, кто вынужден «топтать» его личных и общественных неприятелей. У Назарбаева достаточно опыта, чтобы не доверять никому. Он наверняка знает, что многие его подчиненные тоже винят его как хозяина, как обладателя практически неограниченной власти.
Эти тенденции отчетливо проявились на недавнем совещании по развитию Астаны, которое вел сам Нурсултан Назарбаев. Это трудно назвать совещанием. Оно больше походило на экзекуцию. Елбасы уверенно поднял с места очередную жертву, городского чиновника, и буквально вдалбливал в него свои приказы. А лицо чиновника выражало только одно: «Пронеси, Господи…» Никакой любви не ночевало там, никакого почтения тем более. Налицо очевидная обоюдная ненависть. Назарбаев ненавидит своих ставленников, а они в ответ демонстрируют неприкрытый страх, который всегда рядом с ненавистью. В один из моментов этой публичной экзекуции Назарбаев коснулся проблемы преступности и криминала в Астане. И тут его понесло по проторенной дорожке. Такой монолог можно без особого сомнения приписать Сталину либо его специалистам от топора — Ежову, Ягоде или Берии.
Нурсултан Назарбаев призвал очистить Астану от хулиганья повальным террором! Откуда это пришло ему в голову? Вряд ли от сталеваров… Говоря о понимании Назарбаевым действительности, надо учесть, что он уже не верит, что люди его будут искренне почитать, больше не стремится быть признанным в мире. Он видит воочию, что его послужной список ничем особенным не блещет. Более того, его личную вину видят не только в декабрьских расстрелах в Жанаозене. Практически в каждом его проявлении видят потенциальную жестокость. От него уже мало кто ожидает умеренности, снисходительности и поблажек по отношению к своим соотечественникам. И он всячески демонстрирует, что эти ожидания напрасны. Назарбаев дает всем понять — и близким, и дальним, — что до последнего своего вздоха он будет калечить непослушных его власти людей. Пока дышит Назарбаев, например, «Алгу» будут душить. Надо ждать следующих жертв.
Пока дышат Аблязов и Алиев, тысячи людей в Казахстане будут усердно работать над тем, чтобы они перестали дышать, понимая, что в противном случае им не сносить головы. «Лидер нации» может до каждого дотянуться. Интересно, из каких недр души могут они наскрести любовь и преданность к своему Погоняле? Но Назарбаев ясен и трезв. Он прекрасно представляет меру своей вины. Наверное, Назарбаев сам возненавидел бы Назарбаева, если бы у него была возможность бежать от себя. Но это невозможно. А потому дела его неблестящие продолжаются. Ему необходимо довести общество до состояния парализующего страха. Любой, кто подскажет новый метод подавления, наверное, будет лично обласкан. А пока дан клич: вязать народ. Восстание Назарбаева продолжается…
20.04.12.