Главная » Все Новости » События » Черная легенда или туркофобия

Черная легенда или туркофобия

Ранней весной 2005 года в Батуми прибыла делегация из турецкого города Инагел (провинция Бурса), возглавляемая молодым мэром этого города. Несмотря на свои небольшие размеры (только двести восемьдесят тысяч населения), Инагел город уникальный. Во-первых, население города практически целиком состоит из потомков мухаджиров, восемьдесят процентов грузинских, из долины реки Мачахела, и двадцать процентов албанских. Все они давно чувствуют себя частью турецкой политической нации, но своих корней не забывают. Это отражается и на политическом уровне, мэром города, независимо от того, какая партия выиграет выборы, выдвигают грузина, ну а его заместителем албанца. Нынешний мэр, к сожалению, не помню его турецкой фамилии, потомок семьи Коколадзе из все той же Мачахелы. Есть еще одна особенность у этого города — при небольших размерах в нем производится более одного процента турецкого экспорта, в основном мебель и текстиль, что само по себе очень много. Несмотря на то, что в результате этого визита в Аджарии открылись две небольшие швейные фабрики, визит ожиданий не оправдал. Что в принципе и не удивительно, в 2005 году еще не было соответствующей инфраструктуры, да и развитие Батуми делало только первые, робкие шаги. Честно говоря, не знаю, приезжали ли еще раз гости из города Инагел в Батуми, по моему нет, но почему то уверен, что если бы приехали, у них наверняка возникло бы желание расширить деловые связи с обновленным Батуми.

Эту историю я вспомнил в связи с начавшейся кампанией по дискредитации турецких инвестиций в Грузию, ставящей своей целью воспрепятствовать развитию отношений с нашим ближайшим соседом и главным экономическим партнером. Впрочем, давайте обо все по порядку. Отношения между Грузией и государством османов в разные периоды истории нельзя назвать безоблачными. Как и во взаимоотношениях с другими империями были и кровавые завоевания, и попытки, причем небезуспешные, исламизации населения, и борьба за независимость, стремление вернуть утраченное. В тоже время были и положительные моменты, такие как взаимопроникновение культур, развитие торгово-экономических связей, и все, что этому способствует. Рискну утверждать, что взаимоотношения с Османской империей были не хуже и не лучше, чем отношения с Ираном, Византией или Россией. Более того, отношения с Ираном были отмечены куда более кровавыми эпизодами, что впрочем, неудивительно, так как на протяжении многих веков Иран считал Грузию, особенно восточную, интегральной частью персидской культуры. В связи с этим возникает простой вопрос – почему на протяжении почти сотни лет грузинам прививалась ненависть именно к туркам при весьма нейтральном отношении к тем же персам, и всяческом замалчивании столкновений с Византией.

На самом деле все просто — главным соперником Российской империи были именно турки, вот и стали рождаться в советской историографии сказки о турках, пьющих кровь грузинских младенцев и уничтожающих все, что попадается у них на пути. Первая мировая война, последовавший за ней передел южного Кавказа, а также двусмысленное положение Турции в период Второй мировой войны и последующее членство в НАТО, в немалой степени способствовали распространению того, что в исторической науке называют черной легендой. Так было до тех пор, пока не наступил 1989 год и советское руководство не пошло на беспрецедентный для режима шаг – открытие границ с Турцией. Для многих жителей Грузии, республики с одним из самых высоких уровней жизни в СССР, открытие западного мира началось именно с Турции. В те времена в нескольких метрах от контрольно-пропускного пункта Сарпи с турецкой стороны висел огромный билборд, на котором на русском языке был текст следующего содержания – «уважаемые гости Турецкой республики, добро пожаловать в нашу страну. На территории Турции вы можете торговать без ограничений.

Любые попытки помешать вам караются законом. Помните, вас охраняет полиция, обращайтесь к ней по любому вопросу». Уже сам этот текст являлся откровением для homo soveticus, то, что можно обращаться к полиции, если нарушаются твои имущественные права. Это было выше понимания советских людей. Пройдет всего несколько месяцев, и для многих людей в Грузии торговый бизнес с Турцией станет делом жизни. Подавляющее большинство богатых и даже очень богатых людей, по крайней мере, в западной Грузии, сделали первоначальный капитал именно благодаря товарным кредитам от своих турецких партнеров. В силу того, что экономический аспект грузино-турецких отношений не входит в круг вопросов, рассматриваемых в данной заметке, ограничусь лишь перечислением фактов. На сегодняшний день Турция является главным внешнеторговым партнером Грузии, открыты сотни совместных предприятий, турецкие инвестиции составляют, хоть и не основную, но все-таки значительную часть инвестиций в Грузию. Многие проекты, осуществленные турецкими компаниями, являются своеобразной визитной карточкой грузинских реформ, например, международные аэропорты в Тбилиси и Батуми, гостиница Шератон в Батуми. Впрочем, экономические связи между Грузией и Турцией отдельная тема, требующая рассмотрения в отдельной статье, мы же вернемся к черной легенде. Естественно экономические связи привели к расширению контактов между людьми. Наряду с экономическим влиянием появилось и культурное.

За семьдесят лет образовалась ментальная трещина даже между родственниками, живущими по разные стороны границы, что уж говорить о других людях. Но надо отдать должное туркам — даже в самые тяжелые для Грузии времена никакого навязывания своих ценностей не было. Любой непредвзятый наблюдатель отметит, что власти Анкары всегда уважали суверенитет Грузии, и даже в самые критические для Грузии дни не было даже намека о возможности вмешательства во внутренние дела нашей страны. Так было и в начале 90-х годов, и во время революции роз в Грузии, и в период августовской войны. Впрочем, на одном эпизоде августовской войны стоит остановиться подробнее. Как раз перед самым прилетом премьер-министра Турции в Москву, российские ВВС сбросили две бомбы в окрестностях поселка Хелвачаури, рядом с Батуми. С военной точки зрения эта бомбардировка была абсурдом, как и многое другое в той войне, а вот с политической – проверкой реакции Турции на возможное вторжение в Аджарию. Как мне рассказывал один из турецких дипломатов, реакция была сдержано резкая, Эрдоган просто напомнил Медведеву, что бомбардировка Аджарии является грубейшим нарушением Карского договора, и у Турции в регионе достаточно сил, чтобы обеспечить его соблюдение. Не берусь сказать, насколько достоверна эта информация, но ни один российский солдат на территории Аджарии не появился. Думается, что этот эпизод достаточно хорошо иллюстрирует стабилизирующую роль Турции в регионе.

И вот тут самое время вернуться к черной легенде, вернее к тому вопросу, почему именно сегодня она была извлечена с пыльных полок истории и запущена в оборот щедро проплаченными Кремлем «грузинскими экспертами». Фактор Турции, несомненно, является серьезным сдерживающим фактором для политики Кремля на Южном Кавказе. Тот факт, что планы Москвы по транспортировке энергетических ресурсов в южном направлении зависят от Анкары отрицать невозможно. Кроме того, Турция сама по себе является серьезной военной силой, а кроме того членом НАТО. Понятно, что не только Соединенные Штаты и Европейский Союз, но и Турция никогда не допустит усиления влияния Москвы на Южном Кавказе за счет насильственной смены режима в Грузии. Для Турции, по весьма понятным причинам, этот вопрос куда более критичен, нежели для западных стран. Единственный вариант нейтрализации турецкого фактора – создание в Грузии резких антитурецких настроений на фундаменте имперской и советской пропагандой с разжиганием религиозного вопроса. Хорошо известный факт, что чем наглее ложь, тем легче в нее верят. Так вот, в последнее время ложь о так называемой «турецкой экспансии» в Грузию перешла все разумные пределы. Буквально недавно бывший представитель Аслана Абашидзе (пророссийский авторитарный лидер Аджарии в 1991-2004 годах) Гамлет Чипашвили заявил, что сегодня в Батуми проживает двадцать три тысячи турецких семей, которые контролируют там практически все.

Абсурдность этого заявления понятна тем, кто знает, сколько в Батуми населения, а это около ста двадцати тысяч. То есть если верить заявлению господина Чипашвили, турки составляют уже большую часть населения Батуми. Но, обыватель верит в это, ровно так же как продолжает верить в черную легенду о турках, пьющих кровь христианских младенцев. И, конечно, ключевую роль в пиаре черной легенды играет религиозный вопрос. Чего только не услышишь от наших горе-экспертов, любимая тема – распространение салафизма в горной Аджарии, причем распространение его именно турецким духовенством. Ну, то, что эти самые эксперты понятия не имеют, что такое салафизм, никогда не читали, а может быть даже и не слышали имени Мухаммеда ибн Ваххаба, и понятия не имеют о том, что такое Таухид, это полбеды. Беда в том, что они даже не удосужились уточнить, какое направление в исламе исповедуют те религиозные организации, которые оказывают помощь грузинам-мусульманам. То есть даже не пытаются сделать свою ложь хоть немного правдоподобной. Отдельная песня история с возможностью восстановления мечети Азизие в Батуми.

Начнем с того, что само по себе восстановление памятника архитектуры времен султана Абдул-Азиза, того самого, который начал либеральные реформы в Османской империи, естественно и логично для курортного города, дорожащего своей историей. Кроме того, восстановление этого памятника должно пройти в рамках совместной грузино-турецкой программы реабилитации памятников архитектуры, как в Грузии, так и в Турции. Широкомасштабная кампания против мечети Азизие является краеугольным камнем в попытках испортить не просто отношения между странами, но и разжечь огонь ненависти между двумя народами. Понятно, что зажатые в рамках этнонационалистического мышления «эксперты» не могут относиться к мечети Азизие, как к историческому памятнику Грузии. Для них и грузины-мусульмане этакие недогрузины, которых нужно или окрестить, или гнать поганой метлой в ту же Турцию. К сожалению, эти люди не читали не только специальной литературы, но и труды Илии Чавчавадзе, с такой любовью и заботой писавшего о мусульманской Грузии. Конечно, тему грузино-турецких отношений невозможно охватить в одной небольшой заметке. Тема большая и требует продолжения. Но главное, думаю, понятно. Дальше выводы делайте сами.

http://www.apsny.ge

21.04.12.