Главная » Все Новости » События » Российские ударные беспилотники: миф или злой рок?

Российские ударные беспилотники: миф или злой рок?

Первые летные испытания отечественного беспилотного ударного летательного аппарата начнутся в 2014 году. Об этом представителям общественности и журналистам сообщил на днях заместитель министра обороны России Александр Сухоруков.

Между тем чуть больше двух месяцев назад начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Николай Макаров объявил, что первые испытания ударного беспилотника намечены на конец 2012 года. Подобная нестыковка ставит под сомнение реальность выполнения всей программы разработки отечественных беспилотных аппаратов в целом.

Вообще нашим тяжелым ударным беспилотникам как-то хронически не везет. Если малые разведывательные летательные аппараты уже «несут службу» в войсках (правда, преимущественно иностранного производства и в крайне ограниченном количестве), то «ударные», то есть оснащенные боевым вооружением, беспилотные самолеты все никак не могут оторваться от взлетной полосы.

Парадокс заключается в том, что разработкой ударных беспилотников многие годы занимаются солидные и уважаемые фирмы. Время от времени они объявляют об успехах, достигнутых в этом направлении.

Так, еще в 2007 году известные авиационные разработчики, ОКБ «МиГ» и «Климов», представили на суд общественности макет ударного беспилотного летательного аппарата «Скат». Общественность не успела никак отреагировать, поскольку сразу же после этого проект был закрыт без объяснения причин.

Спустя два года на авиасалоне МАКС-2009 известное петербургское конструкторское бюро «Транзас» продемонстрировало прототип беспилотного самолета «Дозор-600». Разработчики тогда уверяли, что на его основе несложно спроектировать ударный летательный аппарат, оснастив его соответствующим бомбовым и ракетным вооружением для точечного уничтожения целей. Утверждалось, что летные испытания начнутся не позднее лета 2010 года. Однако «Дозор» ожидала судьба «Ската». Проект был закрыт, и сегодня о его судьбе ничего не известно. В 2010 году легендарный «Туполев» объявил о том, что активно занимается разработкой беспилотного ударного самолета на базе разведывательного комплекса Ту-300. Впервые специалисты узнали отдельные технические характеристики будущего аппарата. Предполагалось, что его стартовая масса составит три тонны, средняя скорость — 950 километров в час, дальность полета — 300 километров. Такой аппарат мог бы принять на борт вооружение весом до одной тонны.

Мог бы, поскольку, видимо, никакого вооружения он на свой борт уже не примет. После этого сообщения о судьбе разработки больше ничего не было известно.

Наконец, в 2011 году российское военное ведомство все-таки выбрало и утвердило на конкурсной основе официальных разработчиков беспилотного ударного летательного аппарата. Ими стали уже упомянутый петербургский «Транзас» и казанское ОКБ «Сокол». По контракту им предстояло совместно разработать самолет весом около тонны. Стоимость контракта оценивалась в два миллиарда рублей. Правда, контракт опять предусматривал разработку лишь прототипа самолета, который затем предполагалось всесторонне оценить, протестировать и только после получения положительных результатов этих тестов приступить к постройке «летающего экземпляра».

Как бы то ни было, второго апреля уже нынешнего года Министерство обороны утвердило техническое задание на производство беспилотного летательного аппарата. Правда, стоимость проекта за несколько месяцев увеличилась до трех миллиардов рублей. Через две недели, как мы говорили выше, начальник Генштаба объявил о грядущих в конце года летных испытания новой чудо-машины. Которым, скорее всего, не суждено будет состояться.

Честно говоря, иногда создается впечатление, что конструкторы просто морочат голову военным и намеренно «тянут резину».

Не думаю, что происходит это сознательно. Однако элемент «наивного умысла» во всей этой истории с ударными беспилотниками, как мне кажется, все же есть.

Рискну предположить, что наши военные разработчики основные усилия сейчас направляют на доведение до ума мифического «истребителя пятого поколения», который, естественно, пилотируется реальным «живым» летчиком. Работу над беспилотными аппаратами инженеры, по словам некоторых конструкторов, воспринимают как что-то вроде веселой дополнительной задачки на сообразительность.

В то, что именно беспилотники могут сыграть серьезную роль в грядущих конфликтах, мало кто верит, а рассказы о боевых роботах и умных военных машинах считают просто сказками.

К этому добавляется толика типичного русского менталитета, подразумевающего, что без человека все равно не обойтись, да и человеческая жизнь мало что стоит, в то время как дорогую машину следует беречь и не посылать в самое пекло.

Несмотря на абсурдность и дремучесть таких точек зрения, их тоже приходится слышать, когда речь идет о разработке военной техники нового поколения.

Ситуация немного напоминает положение, сложившееся в СССР перед Второй мировой войной, когда ветераны Первой Конной были искренне уверены, что в грядущей войне главную роль сыграет кавалерия с лихими тачанками. При этом они с нескрываемым презрением смотрели на молодых командармов, утверждавших, что грядущие сражения станут «войной моторов».

Даже в авиации в конце 30-х годов провинившегося пилота вполне могли в качестве наказания заставить летать… с радиостанцией. Как-то само собой подразумевалось, что уважающему себя опытному русскому летчику такая бесполезная техническая новинка, как рация, вовсе не нужна.

Между тем сегодня за рубежом боевые роботы постепенно начинают принимать участие в реальных боевых действиях. Видимо, недалек тот день, когда за военными специалистами (язык не поворачивается называть их солдатами) останутся только задачи по управлению и координации действий боевых машин нового поколения.

Я уже не говорю о тех же беспилотниках — сегодня в ходе многих операций в небе во время воздушного боя не увидишь самолета, который пилотировал бы «живой» пилот.

Это наводит на грустные размышления. Наше отставание в военной области, увы, общеизвестно. Как бы оно не привело к тому, что наступающим на наши позиции «Терминаторам» мы сможем в будущем противопоставить только верные «калаши» и крепкое русское слово.

Юрий Гладыш

kasparov.ru

27.04.12.