Высокопоставленный военачальник из армии США приказал недавно пересмотреть учебный курс, который преподают в штабном колледже на протяжении последних восьми лет, и убрать оттуда все упоминания о войне между исламом и Западом. В учебных пособиях по этому курсу (он называется «Перспективы ислама и исламский радикализм») отмечалось, что ислам, как говорят его многочисленные приверженцы и проповедники, находится в состоянии войны с Западом. Соединенные Штаты официально опровергают это, начав выступать с такими опровержениями вскоре после 11 сентября 2001 года. Они поступают так вопреки тому, что многие исламские духовные лица и руководители из мусульманских государств согласны с мыслью о идущей войне ислама с Западом. Однако многие западные лидеры предпочитают верить в то, что благодаря их утверждениям об ограниченности такого враждебного отношения в мусульманских странах, эта враждебность будет уменьшаться. В этих целях правительство США на протяжении многих лет убирает из официальных документов любые упоминания об «исламе» и «терроризме». Это шокирует гражданских и военных, работавших и служивших в мусульманских государствах. Мысль о том, что «ислам находится в состоянии войны с Западом», живет и здравствует среди мусульман.
Тому есть масса доказательств. Например, на долю 20 стран приходится более 95 процентов всей террористической деятельности в мире. Из этих двадцати (Пакистан, Ирак, Афганистан, Южный Судан, Йемен, Иран, Уганда, Ливия, Египет, Нигерия, Палестинская Автономия, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Колумбия, Алжир, Таиланд, Филиппины, Россия, Судан, Иран, Бурунди, Индия, Нигерия и Израиль) только в четырех нет исламского терроризма (Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Колумбия и Бурунди). Если говорить о жертвах терроризма, то на долю четырех стран (Ирак, Афганистан, Пакистан, и Сомали) приходится 75 процентов всех смертей от терроризма в мире. Все это – результат исламского радикализма, который действует не только против «неверных» (т.е. немусульман), но и против единоверцев.
Такая ситуация существует на протяжении десятилетий, и мусульманский мир не любит, когда обращают внимание на это обстоятельство. Многие мусульманские лидеры признают, что исламский терроризм очень активен, однако утверждают, что виной тому неверные, которые ведут против ислама войну, из-за чего некоторые мусульмане ощущают потребность оказывать сопротивление. Мусульманские лидеры любят повторять расхожее утверждение о том, что ислам это «религия мира». Но это не так, и история наглядное тому подтверждение.
Речь не только об истории мусульманского насилия. Сегодня можно найти мусульман, нападающих на буддистов в Таиланде, на евреев повсюду, на бахаистов в Иране, на христиан в Египте, Ираке, на Филиппинах, в Пакистане, Малайзии и других местах. Это не какая-то там неожиданная и внезапная вспышка мусульманской жестокости по отношению к немусульманам. Это норма, лежащая в основе исламского терроризма. Хотя такое жестокое поведение характерно лишь для незначительной части мусульман, это очень крупное меньшинство (от нескольких процентов до половины населения, по данным опросов общественного мнения). Более того, большинство мусульман не желает и не может выступить против и подавить тех радикалов, которые сеют смерть и разрушения, а также порочат всех последователей ислама. В этом заключается основополагающая проблема исламского мира: вера в то, что сочетание праведности и кровопролития зачастую является дорогой к власти и спасению души. На протяжении всей истории такая тактика часто терпела неудачу, когда ее применяли в отношении немусульман. Немусульман такая религиозная точка зрения не пугала, и на протяжении последних пяти столетий в особенности они имели больше возможностей и способностей побеждать исламское насилие еще большим насилием. Таким образом, до последнего времени мусульмане дрались между собой, а неверных (немусульман) оставляли в покое. Но после Второй мировой войны ситуация начала меняться.
Естественно, первые признаки перемен дали о себе знать на Ближнем Востоке. Во время гражданской войны в Ливане в 1975-1990 годах арабы-христиане и арабы-мусульмане вели ожесточенную борьбу между собой из-за политических, культурных, а в конечном счете и религиозных разногласий. Зеленая линия поделила столицу Ливана Бейрут на христианский и мусульманский сектора. Свое название линия получила от того, что на этой ничейной, усеянной камнями земле выжить могла только трава да сорняки. С тех пор появилось много новых зеленых линий. В то время это мало кто осознавал, но та война стала первой в длинной череде конфликтов между христианами и мусульманами в 20-м и 21-м веке.
Многие ранние мусульмане переходили в эту молодую веру из христианства. Многие народы, которые безуспешно пытались завоевать мусульманские армии, принадлежали к христианской вере. Первые крестовые походы, которые современные мусульмане изображают в качестве западной агрессии, были на самом деле попыткой Запада спасти христиан Ближнего Востока от усиливавшегося исламского терроризма и насилия. Но ислам как политическая сила находился в упадке на протяжении нескольких веков вплоть до 1970-х годов. Затем ситуация начала меняться, и продолжает меняться по сей день. Получив доступ к нефтяному богатству, а также к западному оружию и технологиям, исламские радикалы увидели для себя новые возможности. Ислам снова выступил в поход, но мало кто сегодня замечает те многочисленные места, где этот поход превращается в религиозную войну против христиан и прочих немусульман.
В Азии мы видим зеленую линию между Индией и Пакистаном. Внутри самой Индии существует множество мусульманских общин, и настроения в них не всегда добрососедские. От усиливающейся вражды между мусульманами и немусульманами страдают Индонезия и Филиппины. В Малайзии мусульманские фанатики преследуют более умеренных мусульман и немусульман в целом. В Китае есть крупная мусульманская община, которая порождает все больше насилия. Россия и Америка сформировали весьма любопытное партнерство, чтобы бороться с исламским терроризмом, исходящим из Афганистана и Пакистана. А в Чечне Россия в 1990-е годы боролась с инспирируемым исламом насилием в одиночку.
В Африке есть своя, довольно пыльная зеленая линия, находящаяся к югу от полупустынного региона Сахель. Во многих африканских странах налицо раскол из-за все более болезненных религиозных противоречий. Мусульмане на севере, христиане и анимисты на юге. В настоящий момент самые горячие точки, где то и дело вспыхивает насилие, это Нигерия, Египет и Судан. Когда сомалийские мусульмане прекратят воевать между собой, они снова начнут нападать на своих южных соседей — христиан и анимистов.
На Ближнем Востоке по-прежнему большое количество немусульман. У них нет своей страны, если не считать Израиль. Но в Египте живет пять миллионов коптов, а это христиане-аборигены, которые не перешли в ислам. Аналогичные небольшие христианские общины существуют на всем Ближнем Востоке, и усиливающаяся враждебность со стороны мусульман заставляет многих покидать свои места – иначе им грозит смерть.
Мусульмане также обратили свой праведный гнев на инакомыслящие исламские секты. Многие мусульмане считают друзов и алавитов язычниками, которые только притворяются мусульманами. Точно так же, шииты Ирана и соседних стран считаются менее ортодоксальными, причем не только из-за их признанных отличий, но и потому что многие последователи шиизма открыто следуют обычаям доисламской зороастрийской религии. Сегодня на эти отличия все чаще обращают внимание. Чтобы выжить, многие друзы объединились с Израилем. А большая часть нынешнего руководства Сирии это алавиты, делающие вид, что они шииты в большей степени, чем есть на самом деле.
Своя зеленая линия есть даже в Европе. Мусульмане на Балканах (албанцы и боснийцы) на протяжении последнего десятилетия постоянно являются источником вражды. Из-за всех этих зеленых линий мусульманские мигранты в Европе подвергаются еще большим гонениям, и из-за этого радикальным группировкам становится легче вербовать сторонников и устраивать собственные выступления против христиан. Во многих европейских городах с мусульманскими меньшинствами есть такие районы, куда немусульманам попадать не рекомендуется.
Но зеленые линии это нечто большее, чем религия. Здесь очень много политики. Одна из причин, по которой ислам несколько столетий назад выдохся, состояла в том, что в мусульманских районах никогда не было демократии и интеллектуального прогресса. До 20-го столетия большинство мусульман жило в составе той или иной заморской империи под властью местных тоталитарных монархов. Заморских империй больше нет, но демократия там так и не прижилась. Диктатуры сохранились. А народ возбужден и волнуется.
Радикальный ислам возник как альтернатива всем прочим формам государственной власти, которые никогда не действовали. Теоретически, созданием «исламских республик» можно решить все проблемы. Люди смогут голосовать, однако кандидатами на власть будут только мусульмане с хорошей репутацией. Комитет мусульманских священников будет обладать правом наложения вето на политические решения. Будут применяться исламские законы. Все очень просто и разумно для многих мусульман, живущих в странах, которыми правят воры и бандиты, особенно если эти мусульмане в большинстве своем необразованны и неграмотны.
Исламские республики нежизнеспособны. Единственная созданная и существующая исламская республика (не считая те страны, которые говорят, что они исламские республики, но на деле таковыми не являются) это Иран. У таких республик крупные проблемы, причем двоякого характера. Во-первых, у радикалов слишком много власти. Религиозные радикалы шуток не любят, и с ними не поспоришь, ибо они выполняют миссию Всевышнего. Большая часть людей быстро от них устает. Многие религиозные лидеры из числа тех, кто был ничем, а стал всем, становятся коррупционерами, что ускоряет разочарование в них. И со временем рейтинги их популярности опускаются прямо в ад.
Мусульманский мир лишь через поколение сообразит, к чему все это ведет. Это уже происходит в Иране, где умеренные с каждым днем укрепляют свои позиции. Но все стараются избежать гражданской войны. Радикалы в меньшинстве, но это народ решительный и целеустремленный. Постоянный вал исламской радикальной пропаганды не только дает рекрутов и пожертвования в мусульманских странах; он также заряжает энергией мусульманские меньшинства (как мигрантов, так и новообращенных) в государствах Запада, воодушевляя их на террористические акции. В США такие мусульмане регулярно подвергаются арестам за свои попытки религиозного насилия.
Радикалы всего мусульманского мира продолжают пользоваться разочарованием и недовольством людей, вербуя террористов и сторонников. Чтобы активизировать этот процесс, они разжигают старые обиды, которые весьма популярны среди многих мусульман. В основе таких легенд лежит то, что христиане всегда жестоко обращались с мусульманами. Большинству радикалов выгодно, когда люди злы на каких-нибудь далеких иноземцев, а не на местных диктаторов.
У таких радикалов недостаточно навыков, денег и способностей, чтобы перенести свою борьбу в отдаленные места. Поэтому вся эта агитация и возбуждение происходит среди мусульманского населения. А когда возникает стремление к насилию и жажда крови, их легко можно направить на имеющихся поблизости немусульман. Вот мы и получаем все эти зеленые линии. Но чем больше насилия вдоль зеленых линий, тем больше появляется по-настоящему фанатичных боевиков. Это люди, готовые отправиться в дальние края, вступить в бой с неверными и убивать их во имя святого дела. Мы называем это терроризмом, фанатики говорят, что делают то, что должны делать.
Естественно, у мусульман появляется мотивация, и они стремятся что-то сделать, когда исламский радикализм и насилие находятся буквально за дверью. Вот почему теракты на Западе так популярны. Неверные подвергаются нападениям, и при этом никакой опасности для населения мусульманских стран не возникает. Ирак все поменял, и во время той войны (2004-2007 гг.) популярность исламского терроризма в мусульманских странах резко пошла на убыль, потому что террористы убивали слишком много народа. В итоге именно из-за этого исламский терроризм в Ираке пока близок к нулю. «Аль-Каида» так и не восстановила ту популярность (в мусульманских странах), какой она пользовалась после 11 сентября 2001 года. Было бы неплохо, если бы мусульманский мир собрался, и раз и навсегда покончил с этой отвратительной тенденцией. Но надеяться на это не стоит.
(«Strategy Page«, США)
08.05.12.