Главная » Все Новости » События » На Лубянке работал американский передатчик

На Лубянке работал американский передатчик

Полковник ФСБ шесть лет передавал ЦРУ доклады, предназначенные для первых лиц России
Московский окружной военный суд вчера приговорил к 18 годам лишения свободы 61-летнего полковника ФСБ РФ в отставке Валерия Михайлова. Он обвинялся в том, что с 2001-го по 2007 год передавал агентам ЦРУ США тысячи секретных и совершенно секретных документов, которые ФСБ готовила для руководства страны. Шпион, заработавший на информации более $2 млн, признал вину и деятельно раскаялся, тем не менее суд назначил ему на пять лет больше, чем запрашивало гособвинение. Впрочем, по данным «Ъ», в заключении осужденный Михайлов может не задержаться: учитывая ценность провалившегося агента, власти США попытаются его обменять.

Журналистам в Московском окружном военном суде (МОВС) разрешили присутствовать только на оглашении резолютивной части приговора. Затем всех удалили из зала заседаний. Чтение всего приговора заняло примерно часа два. Выйдя из зала, прокурор Виктор Расторгуев и адвокат подсудимого Алексей Тихомиров воздержались от подробных комментариев. Пресс-секретарь МОВС Ирина Жирнова сообщила, что суд признал подсудимого Михайлова виновным в государственной измене и приговорил к наказанию в виде 18 лет заключения в колонии общего режима и штрафу 500 тыс. руб. Кроме того, Валерий Михайлов лишен воинского звания полковника в отставке, медалей 70 и 60 лет Вооруженных сил СССР, а также в память 850-летия Москвы. При этом наградные знаки ФСБ ему почему-то оставили. Суд также постановил конфисковать принадлежащие Михайлову апартаменты общей площадью свыше 300 кв. м в Севастополе, установив, что они были приобретены на средства, вырученные от продажи секретной документации. Между Россией и Украиной заключен договор о взаимном признании судебных решений, поэтому проблем с конфискацией недвижимости возникнуть вроде бы не должно.

Отметим, что в ходе прений прокурор Расторгуев запрашивал для обвиняемого по ст. 275 (госизмена в форме шпионажа) УК РФ полковника 13 лет и 4 месяца колонии строгого режима. Адвокат Тихомиров просил ограничиться шестилетним сроком без конфискации, так как его подзащитный признал вину и, деятельно раскаявшись, помог ФСБ выявить американских агентов. Однако суд, даже учтя смягчающие обстоятельства, назначил Михайлову почти максимальный срок по данной статье УК — она предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы.
Как стало известно «Ъ», для этого у военного суда были все основания. Сотрудники ФСБ, расследуя дело Михайлова, установили, что тот добровольно начал сотрудничать с агентами ЦРУ в Москве с 2001 года. Получая вознаграждение, он до 2007 года передал им более тысячи копий документов, имеющих грифы «Секретно» и «Совершенно секретно», которые руководство ФСБ готовило для президента, премьера и Совбеза России. Флешки с копиями документов он оставлял в тайниках, откуда их забирали агенты. В 2007 году, когда в ФСБ была выявлена утечка информации,— по некоторым данным, удалось задержать американца, который забирал документы из тайника,— Михайлов по выслуге лет уволился со службы. К тому времени, когда контрразведчикам удалось по видеозаписи и другим данным идентифицировать Михайлова как человека, сделавшего закладку в тайник, тот, сохранив российское гражданство, вместе с ближайшими родственниками перебрался в США, поселившись в городе Арлингтоне. 

Выманить Михайлова из США в Россию сотрудникам ФСБ удалось только в 2010 году. 7 сентября он был задержан в своей московской квартире на Ленинском проспекте. Оказавшись в СИЗО «Лефортово», агент признал вину и рассказал, что за шесть лет сотрудничества получил от агентов ЦРУ наличными и на счет в банке более $2 млн. Около $1 млн он потратил, в том числе на недвижимость в Севастополе и Арлингтоне.

Адвокат Тихомиров сказал, что решение, обжаловать приговор или нет, он примет после консультаций с клиентом. Однако по сведениям «Ъ», Михайлов, которого в ЦРУ считают одним из самых своих успешных агентов за последние годы, больше надеется на то, что власти США его обменяют на кого-нибудь из русских шпионов. Подобные прецеденты уже были. Самым известным из них стал обмен в 2010 году участников провалившейся в США сети российских агентов, одной из них являлась Анна Чапман, на осужденных за шпионаж в РФ. Благодаря обмену свободу получили бывшие сотрудники СВР и ГРУ Александр Запорожский и Сергей Скрипаль, которые отбывали 18- и 13-летний сроки за сдачу нескольких сотен российских агентов за границей.

Причем на этот раз в обменной операции могут быть использованы и лица, не связанные со шпионажем. Например, осужденные на 25-летний срок за торговлю оружием Виктор Бут и пилот Константин Ярошенко, которому назначили 20 лет лишения свободы за сговор с целью контрабанды 5 т кокаина. Сейчас, как уже сообщал «Ъ», генпрокуроры США и России обсуждают возможность их отправки в Россию для отбывания наказания, но, если стороны не договорятся, по данным источников «Ъ», «могут быть предложены другие варианты».

Официальные лица в США пока предпочитают не комментировать приговор, вынесенный отставному полковнику Михайлову. В ответ на запрос «Ъ» в министерстве юстиции США сообщили, что пока не располагают информацией о судебном процессе и не могут оценить степень достоверности обвинений, предъявленных Валерию Михайлову. В Центральном разведывательном управлении, в свою очередь, отказались подтвердить или опровергнуть факт сотрудничества бывшего офицера ФСБ с американской разведкой: «Мы обычно не комментируем подобную информацию».

В то же время эксперты считают, что серия громких шпионских процессов в России (только в мае этого года в РФ за шпионаж были приговорены сотрудники Генштаба ВС РФ и екатеринбургского ФГУП «НПО автоматики имени академика Семихатова») может быть связана с делом российского предпринимателя Виктора Бута. «Неожиданный всплеск активности российских контрразведчиков совпадает с многочисленными заявлениями российских властей о том, что Виктор Бут должен вернуться в Россию,— сказал «Ъ» профессор Королевского колледжа в США Джозеф Фитсанакис, специализирующийся на истории спецслужб.— Я считаю, что подобный обмен вполне вероятен. Американские спецслужбы всегда декларировали, что не бросают своих бывших и действующих сотрудников и готовы сделать все, чтобы помочь попавшим в беду агентам и их семьям. История с обменом 2010 года лишь подтверждает этот тезис». По словам господина Фитсанакиса, сейчас новый шпионский скандал и обмен «крайне невыгоден Белому дому». «Но после окончания президентской кампании в ноябре этого года такой обмен вполне может состояться»,— отметил он.
07.06.12.