В один из июньских жарких дней 2000 года, проходя мимо Пушкинской площади, я увидел пикет против войны в Чечне. Его участниками были не представители либеральной общественности, рукоплескавшие в то время Путину, а обычные престарелые чеченцы. Они стояли около края тротуара и, и понурив голову, держали в руках свои плакаты.
Знаете, какая реакция была у прохожих? Никакая. Совсем рядом играла праздничная музыка, молодые люди гуляли, пили пиво, веселились. Всем было попросту наплевать.
В тот момент мне стало жалко этих гордых стариков – наверное, тяжело быть частью государства, которое пытается тебя уничтожить, при том, что большая часть сограждан либо поддерживает эти действия, либо безучастно смотрит на твою беду.
Сейчас часть либеральной общественности люто ненавидит Путина, но соглашается с его «силовой» политикой в республиках Северного Кавказа, с единственной оговоркой – они не хотят «содержать» этот регион.
Казалось бы – забота о бюджете. Но в данном случае дело, конечно, вовсе не в этом, а в уровне ксенофобии, который существует в России по отношению к кавказцам. Лозунг «хватит кормить Кавказ» популярен сегодня во всех политических слоях российского общества.
19 июня в блоге Антона Ореха появилась статья «Хватит светить Кавказ», в которой автор в резких тонах выразил свое недовольство заниженными тарифами ЖКХ в некоторых Северо-Кавказских республиках и выразил мнение, что Кавказ сел «нам» на шею.
Как странно, что людей удивляет отсталость экономик Северного Кавказа, учитывая то, что он на протяжении уже 20 лет является своеобразным полигоном для вооруженных сил России и различного рода силовых структур.
Не надо проводить экономические параллели между Северокавказским регионом и остальной Россией. Я думаю, г-н Орех не просыпается по утрам от того, что федералы палят из БМП по квартире его соседа.
За две чеченские войны погибло не только 30% мирного населения этой республики (среди погибших было много русских, которым некуда было бежать), но и полностью была разрушена вся ее инфраструктура. По данным правозащитников интенсивность обстрела Грозного превышала интенсивность обстрела немецкими войсками Сталинграда.
Где были все эти борцы за сохранность российского бюджета, когда Россия тратила миллионы долларов на маленькую победоносную войну? Может быть, стоило вместо безразличного согласия устраивать массовые антивоенные акции протеста – чтобы теперь не тратить бюджетные деньги на восстановление?
По данным «Amnesty International», за последние 10 лет в Ингушетии силовыми структурами было похищено более 200 человек. В Чечне с 1999 года (!) не было расследовано ни одного дела о похищениях или внесудебной казни людей. Только за 2011 года произошло 622 преступления террористического характера.
Удивительно, но массовые убийства людей, похищения, пытки, ежедневные теракты практически не волнуют ни журналистское сообщество в Москве, ни общество в целом. Единственное факт, вызывающий в них тревогу и озабоченность – это излишние бюджетные траты на жителей Северного Кавказа.
На митинге «Хватит кормить Кавказ», одна женщина средних лет, выступавшая за отделение этого региона от России, откровенно призналась мне, что ее не волнует дальнейшая судьба тамошнего русского населения. «Главное, чтобы рядом со мной не было кавказцев» — таков был ее ответ.
Население и руководство России грезит ее геополитическим величием, забывая при этом, что величие страны определяется не количеством ядерных боеголовок, а тем, как государство заботится и защищает интересы своих граждан.
http://www.echo.msk.ru/blog/zazvi/901643-echo/
22.06.12.