В Дагестан в связи с сохраняющейся напряженной обстановкой до сентября передислоцируют из Чечни еще 800 сотрудников правоохранительных органов. За три года в республику уже были передислоцированы более 1771 силовиков, которые работают в тех районах Дагестана, где полиции приходится наиболее сложно. За шесть месяцев 2012 года совершено больше преступлений террористической направленности, чем в тот же период 2011 года, увеличилось количество погибших военнослужащих, полицейских и представителей спецслужб. На днях в Каспийске и Хасавюрте завершились две крупные «антитеррористические» операции, в ходе которых были убиты шесть боевиков, смертельное ранение получил спецназовец.
Надо отметить, что часто гибель силовиков связана не с их участием в масштабных боях, а с охотой на них членов вооруженных формирований. Только в минувшую среду в Махачкале снайпером был убит сотрудник ДПС, еще один полицейский был застрелен в перестрелке с боевиками. Днем ранее в Хасавюрте в результате обстрела наряда ДПС были ранены двое представителей МВД и трое гражданских лиц. А в ночь со среды на четверг из проезжавшего автомобиля в упор был расстрелян участковый полицейский. Как сообщает источник в правоохранительных органах республики, «за минувшие полгода было совершено 116 нападений результате которых погибли 67 человек, из них 60 силовиков (41 полицейский, пять сотрудников ФСБ, 10 бойцов Внутренних войск МВД России, три работника МЧС, работник прокуратуры) и семь гражданских лиц». За это время было ранено 212 человек, из которых 75 – гражданские лица.
Эти данные значительно выше той статистики, что МВД Дагестана публиковало в прошлом году. В соответствии с уточненными официальными данными, которые приводит «Кавказский узел», ссылаясь на МВД республики, в Дагестане за январь–июнь 2011 года произошло 46 взрывов и терактов, в которых убиты 26 человек, в том числе три силовика, шесть участников вооруженного подполья и 17 мирных жителей. Ранены 64 человека, в том числе 30 силовиков и 24 мирных жителя.
Видимо, не случайно активность боевиков в Дагестане стала одной из главных тем обсуждения состоявшегося в минувший вторник в Махачкале выездного заседания Национального антитеррористического комитета (НАК). И столица Дагестана, конечно же, была выбрана не случайно. По признанию директора ФСБ России Александра Бортникова, «именно здесь, в Дагестане, проблемы, связанные с активностью бандитов и с предупредительно-профилактической работой, проявляются наиболее остро». Совещание прошло в закрытом режиме, и информация о нем очень мало освещалась в центральных СМИ.
Дагестанский политолог Руслан Гереев считает, что поводом для приезда главы ФСБ в Махачкалу «стало ухудшение ситуации в западных территориях республики, в частности Цунтинском районе Дагестана, где в последние дни события разворачивались явно не в пользу республики, напоминая сценарий палестинского сектора Газа». Между тем НАК намерен усиливать активность в борьбе с терроризмом. По данным дагестанских СМИ, Бортников рассказал о том, как в будущем спецслужбы и власти будут бороться с этим явлением на Северном Кавказе. По его словам, «решающим фактором в сфере профилактики угроз терроризма является комплексная работа, направленная на устранение причин и условий, способствующих формированию пособнической базы террористов, пополнению бандподполья за счет рекрутирования молодежи, распространению идеологии терроризма.
Именно это становится сегодня главным приоритетом в подавлении террористической угрозы, поскольку только силовыми мерами остановить эти деструктивные процессы невозможно. Они сохраняются до тех пор, пока не разрушена сама система воспроизводства ключевых элементов терроризма – идеологии насилия, ее носителей и вдохновителей». ФСБ будет делать ставку на профилактическую работу, на консолидацию народов, живущих в регионе, и организацию внутриконфессионального диалога «между приверженцами различных направлений в исламе, представителями мусульманского духовенства, уважаемыми в обществе людьми, старейшинами, религиозными авторитетами и т.п.».
Заметим, что подобная работа проводилась и раньше. Однако ощутимых результатов пока не принесла. Почему кризис в Дагестане углубляется? Политолог Руслан Гереев называет несколько причин. По его мнению, это причины экономические, материальные. В республике наблюдается значительный рост безработицы. Дагестан, по мнению эксперта, – это «республика виртуальных инвестиций, регулярных конференций, форумов, съездов, круглых столов, фестивалей и других мероприятий, разъедающих и без того скудный бюджет». При этом причина дестабилизации в республике, полагает Гереев, состоит еще и в том, что в Дагестане «невозможно найти правду. Отсутствие справедливости толкает молодежь в вооруженное подполье. В данном случае речь идет о верующей молодежи», – отмечает он.
06.07.12.