Начавшиеся в Тунисе массовые протесты перекинулись в Северную Африку и в страны Ближнего Востока. В одних (например, в Марокко) они быстро закончились, а в других – Египте и Ливии – пролилась кровь. В последнее время в центре внимания мирового сообщества находится Сирия, где гражданский конфликт продолжается с января 2011 г.
Цели сирийской оппозиции предельно ясны – добиться отмены закона, запрещающего наличие оппозиционных партий, а также отставки президента Б. Ассада и его правительства. Цель Б. Ассада – сохранить власть любой ценой.
Отдельные государства высказываются за военное вторжение в Сирию, так как считают, что это единственный способ стабилизации ситуации в стране. Привлечение к решению проблемы наблюдателей ООН и Лиги арабских государств, введение экономических санкций и попытки договориться о прекращении огня результата не принесли. Россия стоит на пути Организации Объединенных Наций, накладывая вето на любую резолюцию о возможности военного вмешательства в дела Сирии. Ее мотивы примерно таковы: введение войск в Сирию потребует большого количества жертв. Кроме того, в конфликте примут участие радикально настроенные исламистские группировки. При этом Б. Ассада Москва якобы не поддерживает, а просто считает, что военные интервенции лишь создают еще большие проблемы.
Сирия и остальной мир как бы разделились на два шахматных лагеря: белыми играет сирийская оппозиция и ее сторонники, а черными – режим Б. Ассада и его союзники. Глядя со стороны, можно сказать, что на лицо идеологическое противостояние: надо бороться за мир и демократию, а ее Россия всегда недолюбливала. Однако в действительности на кону нечто большее, чем идеология.
Если в Сирию будут введены иностранные войска, режим Б. Ассада падет, что совсем невыгодно Москве. Во-первых, в Тартусе расположена единственная российская военно-морская база в Средиземном море. Во-вторых, 75% вооружений Сирия импортирует из России. В-третьих, в 2009 г. Россия инвестировала в Сирию 19,4 млрд. долларов (в туризм, нефтяную энергетику, инфраструктуру). Если Б. Ассад покинет свой пост, все эти преимущества и вложения пойдут прахом. Наконец, поддерживая Сирию, Россия хочет показать всем, что она является сильным государством, без согласия которого не могут приниматься серьезные международные решения.
При этом Москва, возможно, защищает Дамаск не только в Совете Безопасности ООН. В начале года власти Сирии обвинили Катар в том, что он поставляет оружие местной оппозиции, и после этого вдруг произошло неудачное покушение на эмира Катара Хамада бин Халифа. Существуют разные версии произошедшего: за попыткой переворота могли стоять сторонники Б. Ассада и/или иранские радикалы, а также Россия, который было выгодно устранить спонсора сирийских повстанцев.
США смотрят на Ближний Восток не так, как Кремль. 25 января 2011 г. в Египте начались акции протеста, и когда многолетний авторитарный союзник Америки Х. Мубарак решил применить силу против демонстрантов, Вашингтон как признанный защитник прав человека отреагировал стремительно: 3 февраля Б. Обама заявил, что Х. Мубарак должен уйти. По большому счету США было бы выгоднее, чтобы он остался у власти, но американцы решили не вмешиваться в конфликт и выступить на стороне демократии. В этом и заключается главное отличие во взглядах Соединенных Штатов и России на «Арабскую весну» – Россия старых друзей не сдает.
Одновременно Америка поддерживает сирийскую оппозицию с целью ослабить влияние Москвы на Ближнем Востоке и улучшить свой имидж в арабском мире. Но, видимо, основной причиной желания Америки свергнуть Б. Ассада является ирано-израильский конфликт. Израиль – щит западного мира в регионе, а Иран – теократическое государство, которое долгое время не может найти общего языка ни с Тель-Авивом, ни с Вашингтоном. Запад обвиняет Тегеран в том, что он обогащает уран в военных целях и спонсирует такие террористические группировки как Аль-Каида, Хамас и Хезболла. Иран в свою очередь защищает каждого араба, который сражается за независимость Палестины, и угрожает стереть с лица земли Израиль, который собирается разбомбить его ядерную инфраструктуру.
Во всей этой истории Сирия является важнейшим идеологическим, экономическим и военным союзником Тегерана (в 2006 г. страны подписали договор о сотрудничестве «в борьбе с общими угрозами» — Америкой и Израилем). Иными словами, если режим Б. Ассада падет, Ирану станет сложнее проводить столь агрессивную политику как сейчас.
Обобщая можно сказать, что в Сирии ведется борьба с авторитарным режимом за права человека. Если победят белые, страна, возможно, встанет на путь демократического развития; если черные – Сирия останется авторитарной. При этом международные тяжеловесы стараются решить проблему по-своему, так как если чей-либо кроль будет повержен, положение дел в регионе может радикально измениться.
(«Geopolitika«, Литва)
09.07.12.