«Признание властей, что они знали об угрозе, нависшей на Крымском, в десять вечера, но не предприняли никаких мер, чтобы поднять спящих жителей, вызвало шок, а затем злость», — пишет Эллен Барри в материале для The New York Times.
«Наводнение в южнорусском городке с 57 тысячами жителей — первая катастрофа в России после возвращения Путина на пост президента, произошедшего при сомнительной поддержке населения. Ее последствия привлекли внимание страны, поскольку позволили оценить эффективность государства, в том числе визиты знаменитостей и работу волонтеров, поддерживаемых проправительственными и оппозиционными партиями», — рассуждает журналистка.
По ее словам, в прошлом имидж Путина пострадал оттого, что Путин казался безразличным к трагедиям. В качестве самого яркого примера Барри приводит случай «Курска», когда Путин не вернулся из отпуска немедленно после катастрофы, а Россия отказалась от помощи других стран.
По словам 45-летнего жителя Крымска Сергея Викторовича, из страха перед полицейскими репрессиями назвавшего только свое имя, когда в воскресенье в город приехал губернатор региона Алексей Ткачев, жители едва сдерживали свои эмоции. «Если бы вокруг не было столько полиции, в него кидали бы камни», — заявил он.
«Какие бы меры ни были приняты в итоге — увольнения, компенсации, уголовные дела — визит в Крымск демонстрирует пропасть между россиянами и их правительством. Слухи так размножились, что в понедельник после известия о возможной второй волне многие предпочли спасаться бегством», — пишет автор.
«Владимир Путин явно попытался избежать повторения прежних ошибок, как и незапланированных сцен вроде той, что имела место в 2010 году во время лесных пожаров, когда он посетил сгоревшую деревню, чтобы предложить денежную компенсацию, и одна женщина начала кричать на него: «Мы просили помощи! Мы Вам верили!» В субботу он оценил ущерб с воздуха и потребовал завершения полноценного расследования к концу недели. Федеральные власти с тех пор признали, что одной из крупнейших ошибок было отсутствие предупреждения, а в понедельник был уволен глава района Василий Крутько. Приехали команды психологов, и была организована раздача продуктов и одежды», — пишет Барри. Однако, по ее словам, это не успокоило жителей Крымска.
64-летняя Людмила Дмитриевна, как и многие другие местные жители, заявила, что подозревает, что потоп произошел из-за решения властей о спуске воды из переполненного водохранилища в горах над городом. Эту теорию, по словам Барри, опровергли специалисты-экологи, заявившие о том, что дожди, выпавшие в пятницу, соответствуют полугодовой норме осадков, и все окрестные реки поднялись.
«Однако эти объяснения, как и инициативы властей, не сумели вернуть доверие Людмилы Дмитриевны. «Путин приезжал, Ткачев приезжал, мэр приезжал. Они все отрицают. Они защищают свои интересы. Зачем им защищать обычных людей?» — цитирует издание ее слова.