Никогда еще Виктора Януковича не принуждали к дружбе так издевательски
Янукович и Путин |
Наконец появляется информация без комментариев и тем более извинений: президент только что вылетел из столицы своего государства, расчетное время прибытия — через полтора часа. Пресса строит догадки относительно того, насколько конструктивными теперь окажутся блицпереговоры по двустороннему сотрудничеству. Дипломаты со стороны хозяина пытаются придумать причину: в стране у президента-гостя совсем недавно произошла трагедия, повлекшая человеческие жертвы. Возможно, она и сейчас оперативно потребовала присутствия первого лица. Дипломаты-коллеги весьма равнодушно эту версию отвергают.
Следующая новость огорошивает публику во дворце. Гость прилетел, но свернул с маршрута к своим давним приятелям — байкерам. Демонстрирует, что находится здесь не в гостях, за границей, а фактически дома, поскольку данная территория вот-вот вольется в состав его державы. А пока просит главного байкера по кличке Хирург исполнять функции «смотрящего» — «не предавать» город русских моряков, рядом с которым расположен лагерь.
В довершение всего заждавшийся хозяин заключает гостя в объятия и по-губернаторски бормочет о главном, то есть о байкерах: «Я им тоже передавал привет и сказал: «Встречайте сначала президента (соседней страны. — О.М.), я успею». — «Давайте сейчас сядем на мотоцикл, я вспомню молодость, прокатаюсь», — предлагает мучитель. «Никаких проблем!» — покорно соглашается визави, представляя уже себя в телевизионной картинке, на заднем сиденье или в люльке, как волк из мультфильма «Ну, погоди!». Каких еще унижений потребует за дешевый газ? Но до катания дело не доходит. Впрочем, как и до результативных переговоров.
Украинская власть не любит вспоминать о том, что предыдущее, 4-е, заседание межгосударственной комиссии на высшем уровне состоялось в ноябре 2010-го, в Москве. С той поры Киев несколько раз пытался реанимировать процесс — безуспешно. В Кремле отказывались обсуждать возможность пересмотра газовых контрактов образца 2009 года, зато отрицательно реагировали на судебное преследование и тюремное заключение Юлии Тимошенко. В мае нынешнего года синяки на теле Юлии стали причиной скандального срыва международного саммита в Ялте. Впервые в истории риторика Кремля совпала с позицией лидеров Европейского союза.
Янукович почти оправдывался перед новым старым президентом Путиным: ну не может он собственной властью освободить Тимошенко из тюрьмы! Достойным вариантом для торга ему представлялась попытка законодательно повысить в Украине статус русского языка, нынче всколыхнувшая и расколовшая общество.
Не иначе такой совет — подобраться к Владимиру Владимировичу с гуманитарной стороны — дали Виктору Федоровичу замаскированные враги… Да еще на фоне уверений со стороны премьера Николая Азарова о «позитивном импульсе» в снижении цены на газ, которые методично опровергались «Газпромом». Потому что на встрече Путин вспомнил не о языке, а о литературе. И, перевоплощаясь в монтера Мечникова, с видимым наслаждением менял местами деньги, стулья и готовность Украины интегрироваться в Евроазиатское экономическое пространство, пока не закрыл тему в соответствии с первоисточником: «…Но деньги вперед». «Мы очень, очень благодарны за то, что нас зовут в Таможенный союз», — откликнулся Янукович.
Повестка российско-украинских переговоров на высшем уровне накануне события традиционно не оглашается, да и после о ней известно немного. Политологи напоминают шаманов. Впрочем, и так очевидно: на сей раз Кремль преследовал единственную цель — жестко-воспитательную. А десяток меморандумов второстепенной важности плюс заявление о делимитации границ в Черном и Азовском морях (оговорено также создание корпорации по совместному управлению Керчь-Еникальским судоходным каналом, вследствие чего Украина теряет монополию на лоцманские и навигационные сборы) просто подтверждают: больше Януковичу времени на раздумья о дружбе не дают.
15.07.12.