Главная » Все Новости » События » Вооруженная консультация

Вооруженная консультация

Краткая историческая справка об иностранных военных консультантах

Заявления правительств Великобритании, Франции и Италии, сделанные на этой неделе, о том, что они собираются отправить в Ливию личный состав вооруженных сил, чтобы помочь там группировкам мятежников в их борьбе за свержение Муаммара Каддафи, прозвучали очередной акцией в русле давней военно-политической традиции. 

Действительно, институт «военных консультантов» пользуется громадной популярностью в обширном арсенале стратегических средств, по крайней мере, в последние полстолетия, не в малой степени по той причине, что слово «консультант» звучит довольно безобидно: должность из разряда «белых воротничков», что-то среднее между торговым консультантом и референтом руководителя. Конечно, отправка войск в отдаленную страну представляется намного более благовидным поступком, если производится с целью консультирования, а не огневой стрельбы: подобное обоснование военного «десанта» (министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) фактически пообещал проследить за тем, чтобы в Ливии этого не произошло) – печально известный грубый политический трюк. 

Но история показывает и то, что, методами ли стратегических уловок, или путем расширения первоначальной задачи карандаш военного советника легко можно заострить, превратив его в острие копья масштабной военной кампании. 

Вот краткая история того, как военные консультанты оказывались втянутыми в более глубокие конфликты.

Вьетнам

К тому времени, когда американские войска в 1975 году вышли из Вьетнама, война успела сделать свое жуткое дело: расколола Соединенные Штаты Америки на два враждебных лагеря, испортила репутацию страны на мировой арене и привела к гибели 55 тысяч американцев. А началось все это с всего лишь 750 офицеров, в конце 50-х годов отправленных президентом Дуайтом Эйзенхауэром во Вьетнам с целью проконсультировать правительство Нго Динь Зьема в его борьбе против коммунистического восстания. 

Повстанцы из Северного Вьетнама на протяжении 50-х и начала 60-х добивались все больших успехов, и правительство США соответственно увеличивало свои обязательства. К декабрю 1961 года администрацией Джона Кеннеди во Вьетнам было отправлено уже 3200 советников. А кроме того, боевой техники и амуниции на 200 миллионов долларов. К 1963 году число военных консультантов возросло до 16 тысяч человек. Никаких ограничений в плане того, что этим консультантам дозволено делать, практически не существовало. Теоретически они находились в стране с целью подготовки южновьетнамских войск, однако на практике они нередко осуществляли боевое командование этими войсками в ходе военных операций. 

Удрученные полным отсутствием профессионализма среди южновьетнамских солдат, Соединенные Штаты Америки постоянно наращивали свои военные обязательства. Когда во время секретной военно-морской операции США в Тонкинском заливе американский флот столкнулся с упорным сопротивлением со стороны Северного Вьетнама, администрация президента Линдона Джонсона потребовала от Конгресса разрешения на ведение во Вьетнаме полномасштабной войны. После принятия резолюции по Тонкинскому заливу, США могли по-прежнему говорить о своих военных консультантах во Вьетнаме; однако было уже ясно, что ответственность за битву войска США взяли на себя.   

Сальвадор

В 1979 году, когда Соединены Штаты еще толком не оправились после своего участия во вьетнамской войне, коммунистическая мятежная группировка сандинистов уже почти свергла правительство Сальвадора, ближайшего союзника Вашингтона в Центральной Америке. Президент Джимми Картер направил своих военных консультантов для поддержки сальвадорских вооруженных сил, однако решение вложить в эту миссию значительный политический капитал принял уже Рональд Рейган, избранный президентом в 1980 году, заявив, что это жизненно важный фронт в борьбе против Советского Союза. 

Он столкнулся с упорным сопротивлением со стороны Конгресса и прессы; воспоминания о затяжной войне во Вьетнаме были еще слишком живы. В марте 1981 года администрация Рейгана достигла компромиссного соглашения с Конгрессом, который установил ограничение на число американских консультантов, которые одновременно могут находиться в Сальвадоре – всего 55 человек. Ограничивалось и участие этих консультантов в боевых операциях наземных войск. 

Американская общественность внимательно следила за действиями миссии в Сальвадоре – убийство сандинистами американского капитан-лейтенанта возле Центрально-американского университета в Сан Сальвадоре в 1983 году было названо в прессе первым в ряду многих будущих потерь США. Вашингтон сохранял присутствие своих консультантов, при всех указанных ограничениях, вплоть до самой капитуляции повстанцев, сложивших оружие в 1992 году. 

Хорватия

Балканские войны в девяностые годы убедительно продемонстрировали, что военные консультанты не обязательно должны быть официальными представителями правительств, которым они служат. Хотя Резолюция ООН № 713 сделала незаконным предоставление военной помощи любому из участников балканского конфликта, Пентагон преспокойно направил хорватские вооруженные силы для консультации к  компании Military Professional Resources Inc. (MPRI), частной организации, которая в то время гордилась своим «крупнейшим в мире собранием коллективного военного опыта». MPRI быстро подписал два контракта на консультирование и подготовку хорватских вооруженных сил, и в район была быстро направлена команда отставных офицеров американской армии. 

Истинный характер деятельности MPRI в Хорватии вызывает споры по сей день. Официально ее работа заключалась в консультирование на тему роли армии в демократическом обществе. Однако вскоре после того, как консультанты MPRI приступили к работе, хорватские войска предприняли серию кровавых наступлений против сербских войск и мирных жителей. Самой знаменитой была операция «Буря», в ходе которой 170 тысяч человек были выселены из своих жилищ. Некоторые аналитики говорят, что плохо подготовленные хорватские войска без помощи MPRI были бы не в состоянии осуществить столь хорошо скоординированную операцию: с совместными ударами воздушных сил, артиллерии и быстрым наступлением пехоты. Высказывались также подозрения, что MPRI помогла хорватам организовать тайные закупки оружия в странах Восточной Европы, всего на сумму около одного миллиарда долларов. 

В июле 1995 года Вашингтон решительно стал на сторону хорватов и боснийцев в их борьбе против сербской агрессии, организовав кампанию бомбардировок силами НАТО, приведшую к прекращению враждебных действий, которые были легализованы Дайтоновскими соглашениями, подписанными в декабре того года. 

Руанда

В соответствиями с расследованием, проведенным в 2008 году правительством Руанды, в геноциде, предпринятом в этой стране в 1994 году этно-социальной группой хуту в ее борьбе против этно-социального меньшинства, тутси, были замешаны французские военные советники. Франция с 1960-х годов выступала с открытой военной поддержкой однопартийного франкофонного режима хуту. Когда повстанческие войска англоязычных тутси в 1990 году при поддержке Уганды подняли мятеж, Франция отправила боевые подразделения для защиты правительства хуту. По данным многочисленных сообщений, на всем протяжении гражданской войны, с 1990 по 1993 год к ключевым подразделениям руандской армии был прикреплен французский военный персонал – французские консультанты оставались на своих местах и тогда, когда злодейское убийство президента Жювеналя Хабиариманы в апреле 1994 года привело к жестокой расправе поддерживаемых правительством вооруженных сил хуту с меньшинством тутси. В течение примерно ста дней было убито около восьмисот тысяч тутси и умеренных хуту («коллаборационистов»). 

Геноцид заставил мятежные группировки тутси возобновить свою борьбу с режимом хуту. Французы отреагировали на успешное продвижение мятежных сил тутси усилением своего военного присутствия в этой стране. В июне 1994 года французское правительство добилось получения от Совета Безопасности ООН мандата на проведение операции Тюркуаз (Operation Turquoise), целью которой являлась якобы защита мирного населения. Однако, по заявлению повстанцев тутси, две тысячи французских солдат, направленных в Руанду, были озабочены главным образом тем, чтобы оказать помощь населению хуту, в том числе и оставшимся в стране участникам геноцида. Когда в конце 1994 года мятежные группировки тутси захватили политический контроль в Руанде, особым отношениям Франции с этой страной пришел конец, и всех советников быстро выпроводили.

Афганистан

Организуя в 2001 году, после памятного события 11 сентября, операцию «Несокрушимая свобода» — кампанию против режима Талибана и его союзников из «Аль-Каиды» – Вашингтон решил, что первым делом туда необходимо направить военных консультантов с целью оказания помощи действующему в стране антиталибанскому «Северному Альянсу». Команда оперативников ЦРУ и армейских спецслужб прибыла в Афганистан в конце сентября и начале октября для консультаций с «Северным Альянсом» и организации подавления Талибана. За этим последовали массовые воздушные бомбардировки в поддержку антиталибанских сил. 

Неортодоксальная операция делала быстрые успехи, освобождая один за другим города Герат, Кундуз, Кандагар и столицу Афганистана Кабул. К концу декабря 2001 года ООН передала политический контроль за ситуацией в Афганистане временному афганскому правительству; для поддержания новообретенного мира была организована миссия НАТО. Однако критики заявляют, что недостаточное количество войск, предоставленных Вашингтоном во время и после первоначального вторжения, продлило конфликт, дав возможность бойцам Талибана и «Аль-Каиды» в конце 2001 года бежать из Афганистана в соседний Пакистан (чаще всего в Тора Бора), а мятежу – набрать силы. Сегодня, десять лет спустя, в Афганистане находятся боевые американские подразделения численностью 98 тысяч человек. А начиналось все так же скромно: с горсточки военных консультантов. 

Оригинал публикации: Armed Advice

Foreign Policy«, США)

24/04/2011