Провал резолюции в СБ ООН из-за вето России и Китая может подтолкнуть США и другие внешние силы к поиску иных способов давления на Сирию, вплоть до ливийского сценария. У Москвы есть разумные доводы против внешнего вмешательства, признают СМИ, но сетуют, что «Путин не понимает, какой фундаментальный сдвиг несет с собой пробуждение народа, и делает ставку на хорошие связи с правящим домом ради снижения западного влияния».
«Эмиссар ООН и ЛАГ Кофи Аннан заявил в четверг, что разочарован блокированием резолюции Совбеза ООН, которая могла бы оказать давление на сирийское правительство», — пишет французская Le Figaro. Число жертв в Сирии достигло 17 тыс. человек, и в этот момент Россия вновь сказала «нет» резолюции, которая позволила бы осуществить политическую трансформацию, заставила Асада прекратить огонь и бежать под угрозой санкций.
Вето России и Китая означает кончину мирного плана Аннана и является огромным провалом для ооновской дипломатии, утверждает автор статьи Ален Барлюэ. До вечера пятницы Совбез должен принять решение о техническом продлении на 30 дней миссии наблюдателей, что позволит им в достойных условиях подготовиться к отъезду. «Хотя вето не стало неожиданностью, оно посеяло растерянность в западных государственных кабинетах», — пишет автор. США заявили, что они будут действовать вне рамок СБ.
В ООН отклонена резолюция по Сирии. США теперь вольны действовать самостоятельно? — спрашивает обозреватель The Christian Science Monitor Говард Лафренчи. Вето России и Китая укрепило мнение дипломатов и аналитиков, что из-за «дуэли мировых держав» Сирия будет предоставлена самой себе, а также окажется под воздействием других внешних игроков.
Постпред США в ООН Сьюзен Райс предостерегла, что бездействие Совбеза — риск поощрить «войну чужими руками, которая может поглотить регион». Она заявила, что США «активизируют работу с различными странами за пределами Совбеза».
Белому дому придется всерьез рассматривать вариант с прямым вмешательством — шаг, которого Обама в преддверии выборов надеялся избежать, пишет автор статьи. Между тем, по его мнению, Обама пока не проявляет желания повторить ливийский сценарий.
Мнения аналитиков разделились. Одни считают, что режим Асада вскоре падет. Другие полагают, что Асад еще некоторое время продержится у власти и, следовательно, возрастет вероятность затяжной гражданской войны, а также «войны чужими руками». Райс предостерегает, что в момент отчаяния Асад может применить против собственного народа химическое оружие.
Газета приводит мнение конгрессмена Кристофера Чивиса (RAND Corp. США): США могли бы нанести авиаудары по военным объектам, дабы склонить Асада к передаче власти, возможно также создать и охранять так называемые «убежища» для сирийцев.
«Вероятно, одним из партнеров станет Сирийский национальный совет, объединяющий организации сирийской оппозиции», — добавляет автор.
Вашингтон объявил о финансовых санкциях против одного из сирийских министров, а Москва и Пекин наложили вето на очередную сирийскую резолюцию ООН, сообщает Süddeutsche Zeitung. «Немногие события оказывают на развитие событий в Сирии так мало влияния, как эти дипломатические хороводы», — полагает обозреватель Соня Цекри.
«На примере послереволюционной Ливии можно изучать, как быстро падает влияние международного сообщества, когда оружие и деньги уже доставлены», — пишет автор. Что касается Сирии, многие, даже те, кто симпатизирует повстанцам, уже сейчас предупреждают о вероятности этнических чисток и «балканского сценария».
«Возможно, было бы легче все это принять, если бы речь шла действительно о политике в интересах Сирии, а не о том, чтобы меряться силами в игре, где Дамаск — всего лишь джокер», — пишет Цекри. Вашингтон, например, рассматривает сирийский конфликт с точки зрения выгоды в контексте иранской проблемы. Богатые суннитские страны, то есть Саудовская Аравия и Катар, вооружают сирийских повстанцев для дальнейшего противостояния с шиитским Ираном. Россия, со своей стороны, приводит разумные доводы против внешнего вмешательства, однако на самом деле, по мнению Цекри, Путин просто не понял, какой фундаментальный сдвиг несет с собой пробуждение народа, и делает ставку на хорошие связи с правящим домом ради снижения западного влияния.
«Авторитарный правитель, отгороженный от общественного мнения тесным кругом союзников и льстецов, зачастую последним осознает политические перемены», — пишет The Times в редакционной статье. «Но после убийства трех его ближайших помощников, включая министра обороны и зятя, президент Сирии Башар Асад должен наконец понять, что он проиграл. А международное сообщество должно подготовиться к его уходу и запланировать передачу власти с возможностью прекратить, а не усилить кровопролитие», — говорится в редакционной статье.
«Россия и Китай в третий раз, как это ни прискорбно, наложили вето на резолюцию в Совбезе, усиливающую давление на режим Асада», — сообщает издание, призывая НАТО ввести бесполетную зону в Сирии, а западные правительства — собрать лидеров оппозиции под покровительством группы «друзей Сирии». Готовность альтернативного правительства прийти к власти, как только придет время, может ускорить этот момент, говорится в статье.
Аналитик и бывший советник Белого дома Вали Наср уверен, что падение Асада — это еще не падение сирийского режима, пишет La Repubblica. «Вероятно, уже можно говорить об окончании эры Асада, но не о конце режима, который он представляет. Не исключено, что это произойдет, когда Асад уйдет, когда в верхушке режима наметятся трещины, но прогнозировать реальное крушение режима нельзя, и мы не должны об этом мечтать», — говорит авторитетный эксперт по проблемам Ближнего Востока, бывший советник Белого дома и Госдепартамента Вали Наср.
«Асад еще может рассчитывать почти на половину населения Сирии, — считает эксперт. — Режим падет, если его начнут покидать алауиты, христиане и курды. Но Америка и Запад вовсе не хотят крушения режима, поскольку существует угроза неконтролируемого насилия, более страшного, чем сейчас, с сильнейшим гуманитарным кризисом. И Запад ничего не сможет сделать, чтобы препятствовать насилию».
«Все дело в том, что не существует ни одного проекта политического переходного периода, на международном уровне нет единодушной позиции, нет согласия по правительству на период после Асада. И в основе этого — отсутствие Ирана за столом переговоров: не заручившись поддержкой Тегерана, Сирия не уступит международному давлению, — убежден Вали Наср. — На любых переговорах необходимо присутствие союзника, способного гарантировать выполнение соглашения», — указывает эксперт.
20.07.12.