В Эрбиле состоялась очень важная встреча. Ее организатором стал Месуд Барзани, председатель Регионального правительства Курдистана в Ираке, а участниками – два блока, Курдский национальный совет и Партия «Демократический союз», которые являются основными военно-политическими силами сирийских курдов. Главный вопрос на встрече заключался в объединении в рамках совместного проекта этих блоков, к согласию с которыми не удалось прийти Сирийскому национальному совету (СНС), отстаивающему создание в Сирии единой политической структуры в период после Асада. Объединение сирийских курдов и значительный вклад Месуда Барзани создают ситуацию, которая является предметом обеспокоенности непосредственно для Турции и других акторов региона.
Курдский национальный совет известен как организация, объединяющая порядка 16 групп, которая в политическом смысле обладает транснациональным свойством, поскольку протектором данной организации является Месуд Барзани. Партия «Демократический союз» в Сирии является ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК) и возглавляется Салихом Муслимом. Хотя каждый из двух блоков сформировался на почве курдского национализма, их взгляды на режим Башара Асада, Иракский Курдистан и отношения с Турцией отличаются друг от друга. Опираясь на построенный в последнее время союз между Месудом Барзани и Турцией, лидер Курдского национального совета Сирии Исмаил Хеме действует совместно с Турцией и Региональным правительством Курдистана в Ираке и желает, чтобы режим Асада как можно быстрее подошел к концу.
Почему СНС и Курдский национальный совет не могут прийти к согласию?
Курдский национальный совет, претворяя в жизнь свои политические и управленческие планы, стремится действовать в рамках демократических институтов и правил и отрицает вооруженное вмешательство. Основной причиной противоречий с СНС, который представляет самую обширную организацию сирийской оппозиции с доминированием арабов-суннитов, является неприятие СНС требования о предоставлении курдам политико-административной автономии в постасадовской Сирии. Партия «Демократический союз» – политическая организация, которая при основании РПК была ориентирована на сирийских курдов. Партия действует в обход Регионального правительства Курдистана в Северном Ираке, ведет вооруженную борьбу на пути к достижению целей РПК, отстаивает приобретение курдами своих прав и не признает возможности построения дружественных отношений с Турцией. Самой главной особенностью Партии «Демократический союз» является приобретение значительной общественной поддержки среди сирийских курдов, которые оказались в тяжелом социальном положении.
В последнее время партия стала более холодно подходить к вопросу свержения правительства Асада. Важнейшая причина – договоренность с правительством о взятии партией под контроль территории проживания сирийских курдов. В результате управление частью курдских городов в Северной Сирии фактически передано силовому крылу партии «Демократический союз». Согласно заявлениям, представители данной партии выступают против вмешательства международных акторов в сирийский конфликт и при разрешении кризиса считают необходимым действовать совместно с Асадом. Стремление Партии «Демократический союз» продемонстрировать взаимодействие с Асадом объясняется прежде всего нежеланием потерять контроль над сирийскими курдами, а также вызвать опасения Месуда Барзани и Турции в связи с возрастанием влияния партии в регионе.
Большая игра Барзани
На встрече под руководством Месуда Барзани были достигнуты договоренности по основным вопросам между Курдским национальным советом и Партией «Демократический союз», а также создан «Высший курдский совет», который будет представлять сирийских курдов как на национальном, так и международном уровне. Налицо достижение согласия относительно претворения в жизнь политического проекта, напоминающего управленческую структуру в Северном Ираке, а также возможность со временем превращения данной структуры в правительство автономного региона. Несомненно, как Барзани через Курдский национальный совет, так и РПК через Партию «Демократический союз», будут прилагать усилия, для того чтобы взять эту структуру под свой контроль, и в этом отношении возникнет серьезная борьба. Тогда предпочтения Турции будут связаны с сохранением региона под контролем Курдского национального совета и Месуда Барзани, с которым Турция находится в союзе. Ведь в период после Асада переход контроля в регионе к Партии «Демократический союз» означает очередную серьезную угрозу безопасности Турции с севера Сирии. В действительности Турция желает изоляции партии «Демократический союз» от процесса политического сотрудничества, потери ею легитимности и утраты признания со стороны народа. Однако совместная структура, которая образована после проведенной в Эрбиле встречи, в случае обеспечения способности Турции оказывать на нее воздействие и осуществлять контроль, увеличит имеющуюся зависимость Турции от Месуда Барзани. Таким образом, в наибольшем выигрыше остается Барзани, который повысил свое влияние как над сирийскими курдами, так и Турцией. Вывод, который вытекает из этой встречи, состоит в том, что Партия «Демократический союз» только упрочила свою легитимность и из вооруженного формирования превратилась в игрока, с которым необходимо считаться на политическом уровне, поскольку эта партия стала партнером «Высшего курдского совета».
После встречи в Эрбиле самое крупное поражение потерпела только асадовская Сирия. Точно так же, как и Асад, окончательно потерявший свое влияние на сирийских курдов и оставшийся один на один с опасностью, которая исходит от союза правительства и партии «Демократический союз». Вместе с тем понес урон и Абдульбасит Сида, курд по происхождению, проживший долгие годы в депортации в Швеции, недавно возглавивший СНС – самую влиятельную оппозиционную силу в Сирии, который предпринимал попытки убедить сирийских курдов присоединиться к СНС. В результате данной встречи трещина между сирийскими курдами и СНС только расширилась, и сирийская оппозиция столкнулась с угрозой раскола по этноидентификационным основаниям.
Небеспочвенное беспокойство Турции о безопасности
Курды, контролирующие север Сирии, отказавшись от присоединения к СНС, готовы образовать автономный регион в Северной Сирии, аналог которого уже существует в Северном Ираке. Вопреки имеющимся между блоками разногласиям, сирийские курды, посредством Барзани придя к общему согласию на встрече в Эрбиле, стремятся образовать структуру, похожую на Региональное правительство Курдистана в Северном Ираке, прежде всего прибегнув к помощи военной силы Партии «Демократический союз», являющейся ветвью РПК в Сирии. Конечно, такая ситуация является предметом серьезного беспокойства для Турции, как среди населения, так и на уровне руководства страны. Образование курдского региона в Северной Сирии одновременно повышает риск образования независимого Курдистана на южных границах Турции. С помощью Месуда Барзани, отношения с которым в последнее время интенсивно развиваются и приближаются к союзническим, Турции сейчас необходимо воспрепятствовать переходу политического контроля в Северной Сирии к Партии «Демократический союз».
Партия «Демократический союз» и Курдский национальный совет стремятся реализовать проект объединения, предполагающий крупномасштабное политическое присутствие курдов в регионе, и образование автономного региона в постасадовской Сирии. Несомненно, в урегулировании этого процесса самой важной точкой соприкосновения станет Турция. Наиважнейший вопрос, над которым Турции следует задуматься, заключается в том, какие действия предпринять в этих условиях: либо Турция будет стараться повысить свое региональное влияние, проявляя себя как наставник этой структуры, либо, обратившись к силовым мерам, широким фронтом будет вести борьбу? Именно этот вопрос должен стать основным для внешней политики Турции, ответ на который требуется найти в среднесрочной перспективе.
Сведения об авторе: член профессорско-преподавательского состава Отделения международных отношений Университета Гиресун, доктор Гектюрк Тюйсюзоглу.
(«Yeni Safak«, Турция)
01.08.12.