Пакистан призывает афганского президента воздержаться от создания долгосрочного стратегического партнерства с Соединенными Штатами, настаивая на том, чтобы он обратился за помощью в заключении мирного соглашения с талибами и восстановлении экономики к Исламабаду – и его союзнику Пекину.
С таким призывом на встрече в Кабуле 16 апреля выступил премьер-министр Пакистана Юсуф Реза Гилани (Yousuf Raza Gilani), который напрямик заявил афганскому президенту Хамиду Карзаю, что американцы подвели их обоих. Об этом рассказали афганцы, знакомые с подробностями встречи. Карзаю надо забыть о долговременном военном присутствии США в его стране, заявил Гилани. Стремление Пакистана исключить США из афганского будущего стало самым явным на сегодняшний день свидетельством того, что с началом в текущем году завершающей фазы почти 10-летней войны напряженность между Вашингтоном и Исламабадом грозит лишить Америку возможности закончить конфликт на своих собственных условиях.
Поскольку основная часть войск международной коалиции во главе с США должна покинуть Афганистан к концу 2014 года, соседи этой страны, включая Пакистан, Иран, Индию и Россию, начинают бороться за влияние на Кабул, готовя там себе позиции на послеамериканскую эпоху.
Пакистан обладает особыми рычагами влияния на Афганистан благодаря своим давним усилиям по укреплению движения «Талибан» и продолжающейся поддержке афганских талибов. Отношения Вашингтона и Пакистана, якобы являющихся союзниками, ухудшились самым серьезным образом после серии ошибок и неверных шагов с обеих сторон.
Пакистанские официальные лица заявляют, что у них нет больше никаких оснований следовать за американцами в своем собственном глубоком тылу. «Пакистан это единственный гарант собственных интересов, — сказал один высокопоставленный пакистанский представитель. – Мы не хотим, чтобы нас кто-то защищал, особенно США. Если они уходят, то пусть уходят, потому что им надо уйти».
По мнению знакомых с ходом мыслей Карзая афганцев, он колеблется, слушая пакистанские уговоры. А про- и антиамериканские фракции в президентском дворце пытаются каждая перетянуть его на свою сторону.
Похоже, что частью этих усилий стала утечка информации о встрече 16 апреля. Афганцы из проамериканской фракции, рассказавшие Wall Street Journal о подробностях переговоров, заявили, что делают это, дабы заставить США действовать быстрее в деле заключения соглашения о стратегическом партнерстве, в котором должны быть изложены все детали взаимоотношений между двумя странами после 2014 года. «Чем дольше они будут ждать … тем больше времени будет у Пакистана для отстаивания своих интересов», — сказал один из афганских официальных представителей, принадлежащий к проамериканскому лагерю.
Пресс-секретарь Карзая Вахид Омар (Waheed Omar) заявил: «Пакистан не выступал с такими требованиями. Но даже если бы и выступил, афганское правительство никогда бы на них не согласилось».
Некоторые официальные представители США говорят, что слышали подробности о кабульской встрече, и полагают, что у них есть определенная информация о просьбах Гилани к Афганистану «повысить запрашиваемую цену» на переговорах о партнерстве. В эту цену могут войти крупные размеры американской помощи после 2014 года. Американские официальные лица стараются принизить значение пакистанского предложения. Они говорят, что таких пробных заходов следовало ожидать с самого начала переговоров, а мысль о ведущей роли Китая в Афганистане в лучшем случае можно назвать странной и фантастичной.
Тем не менее, демонстрируя обеспокоенность США относительно пакистанского зондажа, командующий коалиционными войсками генерал Дэвид Петреус после 16 апреля уже трижды встречался с Карзаем, в том числе, чтобы заверить афганского лидера в неизменной американской поддержке, а также продвинуть вперед переговоры по соглашению о партнерстве. Об этом заявляют и афганские, и американские представители.
Тем временем, президент Афганистана выражает недоверие по поводу намерений американцев в его стране, и все чаще критикует американских военных за их поведение. Отношения между Афганистаном и Пакистаном не менее напряженные, хотя за последний год Карзай заметно сблизился с пакистанским руководством. И тем не менее, многие афганцы считают, что их сосед чрезвычайно назойлив и хочет их контролировать. Они также боятся усиления пакистанского господства после ухода американцев.
Официальные переговоры по так называемой Декларации о стратегическом партнерстве начались в марте. Детали переговоров между представителями США и Афганистана пока известны лишь обрывочно. Наибольшие споры вызывает вопрос о сохранении на долгий срок после 2014 года американских военных баз в Афганистане, которые призваны укреплять афганские силы безопасности, продолжать их обучение, а также вести борьбу против Аль-Каиды.
Американские представители опасаются, что если после 2014 года в Афганистане не останется стабилизирующих рычагов и сил США, стране грозит новое превращение в пристанище для боевиков-исламистов, вынашивающих планы нанесения ударов по Западу.
Начала переговоров в марте месяце оказалось достаточно, чтобы афганские соседи подняли тревогу. Высокопоставленные представители из Ирана и России быстро протоптали тропу в Кабул, выражая свое недовольство возможным сохранением американского военного присутствия после 2014 года. Талибы давно уже заявляют, что не согласятся ни на какой мирный процесс, если в Афганистане будут оставаться иностранные войска.
Но ни одна из сторон так откровенно и активно не выражает свою враждебность к запланированному американо-афганскому пакту, как Пакистан. В состав пакистанской делегации во главе с Гилани входил глава межведомственной разведки страны генерал-лейтенант Ахмед Шуджа Паша (Ahmad Shuja Pasha). Американские представители обвиняют это ведомство в оказании помощи талибам, хотя оно является партнером ЦРУ в борьбе против исламских боевиков в Пакистане. Пакистанские руководители данные обвинения отрицают.
После обмена положенными по протоколу любезностями о развитии двусторонних отношений и торговли Гилани сказал Карзаю, что Соединенные Штаты подвели их страны, и что их курс на начало переговоров о мире в условиях продолжающейся борьбы с талибами не имеет смысла. Об этом сообщили знакомые с подробностями встречи афганцы.
Гилани неоднократно говорил об «имперских замыслах» Америки, развивая тему, которую Карзай и сам часто поднимает в своих выступлениях. Он также сказал, что для окончания войны Афганистану и Пакистану надо взять в свои руки процесс мирного урегулирования, о чем сообщили знающие детали переговоров афганцы. Гилани отметил, что из-за своих экономических проблем Америка не сможет поддерживать долгосрочное региональное развитие. Гораздо лучшим партнером может стать Китай, которого пакистанцы называют «всепогодным» другом, как выразился премьер. Он отметил, что в конечном итоге решение по поводу сделки о стратегическом партнерстве будет принимать Афганистан. Вместе с тем, как заявил Гилани, ни Пакистан, ни другие афганские соседи не признают такой пакт.
Канцелярия Гилани на просьбу прокомментировать эти заявления не ответила. Высокопоставленный представитель пакистанской разведки сказал по поводу этой встречи следующее: «Это нас надо информировать, потому что мы абсолютно не в курсе, что американцы делают в Афганистане…. Мы заявляли президенту Карзаю, что поддержим любые решения, которые он принимает ради Афганистана, если этот процесс будет осуществлять сам Афганистан, действуя не под диктовку зарубежных кругов».
Будучи американским союзником, Пакистан преследует собственные интересы в Афганистане, считая, что ему в Кабуле нужно послушное правительство, чтобы обеспечить защиту пакистанских тылов от Индии. Пакистанские официальные лица постоянно жалуются на то, как Дели в последнее десятилетие усиливает свое влияние на Афганистан. А некоторые представители Пакистана заявляют, что настоящая проблема региона это не талибы, а военное присутствие США и их союзников.
При участии Шивана Гормана (Siobhan Gorman).
(«The Wall Street Journal«, США)
28/04/2011