В первой бесланской школе прошли траурные мероприятия в память о восьмой годовщине теракта
В школьном дворе состоялась панихида по погибшим; собравшиеся почтили жертв злодеяния минутой молчания. Школьники выпустили в небо 334 белых шара – по числу погибших заложников. Затем мероприятия продолжились на мемориальном кладбище, где похоронены жертвы трагедии. Пострадавшие по-прежнему возмущены тем, что виновные в гибели заложников должностные лица до сих пор не наказаны.
Люди стали приходить в бесланскую школу с раннего утра. За последнее время внешний вид школьного двора сильно изменился. Были снесены одноэтажные постройки, спортгородок, разрушенное здание школы законсервировано усилиями немецких специалистов, вокруг спортзала сооружен металлический каркас в форме эллипса, символизирующий памятный венок. К месту трагедии сегодня весь день несли цветы, детские игрушки и пластиковые бутылки с водой – заложников в течение трех дней террористы держали без пищи и воды. “Ничего не забывается. Невозможно пережить это несчастье”, – говорили мои собеседники.
За день до начала траурных мероприятий в Беслан прилетели сотрудники центра специального назначения ФСБ России. Ветераны центра из отрядов “Вымпел” и “Альфа” почтили память погибших коллег. В их честь бесланские власти переименовали одну из близлежащих к школе улиц, которая теперь называется “Улица героев ЦСН”. Но сегодня это обстоятельство послужило причиной инцидента между активистами общественного комитета “Голос Беслана” и главами района и города.
Активисты “Голоса Беслана” сегодня попытались прибить к зданию первой школы плакат “Улица героев ЦСН? Это те, которые обстреляли школу огнеметами?” Элла Кесаева напомнила, что во время бесланского теракта ЦСН возглавлял генерал-полковник герой России Александр Тихонов, который вместе с замдиректора ФСБ Владимиром Проничевым руководил штабом по проведению операции, закончившейся гибелью 334 заложников. Акцию пресекли глава Правобережного района Руслан Дауров и мэр Беслана Маирбек Хубаев. Подойдя к Кесаевой, они объяснили ей, что в городе прошли общественные слушания, в которых участвовали и пострадавшие в теракте, к дискуссии приглашались все общественные организации, следовательно, решение властей опирается на мнение общественности. Во время спора чиновников и активистов “Голоса Беслана” какой-то мужчина сорвал плакат со стены школы. Говорит Элла Кесаева:
“Мы узнали об этом только вчера. Мы недовольны тем, что это сделано без нашего ведома. Кроме того, мы возмущены формулировкой “Улица героев ЦСН”. Под эту формулировку попадает и генерал Проничев, приказавший расстреливать школу танками и огнеметами”.
Элла Кесаева заявила, что опротестует решение о переименовании улицы в суде. Хотя здесь же ее сторонники напомнили, что до сих пор все суды различных инстанций, рассматривающие уголовные и административные дела по “бесланскому делу”, ни разу не вынесли вердикта в пользу потерпевших. В результате общественный комитет “Голос Беслана” вынужден был обратиться с заявлением в Страсбургский суд. Решение по иску бесланской организации ожидается в конце нынешнего месяца.
Журналист, автор нескольких документальных книг о бесланской трагедии Мурат Кабоев считает, что следствие по делу фактически не ведется:
“Остаются открытыми многие вопросы. Когда в прошлом году матери встречались с президентом России Дмитрием Медведевым, он пообещал придать новый импульс этому расследованию. Но расследование по основному уголовному делу длится уже 8 лет, и каждые три месяца оно только продлевается”.
Элла Кесаева добавила, что следственные органы Северной Осетии отказывают ей в ознакомлении с материалами уголовного дела. Пострадавшие в Беслане убеждены, что власти делают все возможное для того, чтобы россияне как можно быстрее забыли о бесланской трагедии, а, значит, и о действиях высокопоставленных государственных чиновников в те дни.
04.09.12.