Саакашвили, конечно, неплохо подмел Грузию, но, похоже, веники остались лишние
Скандалы, компромат, отставки, аресты и митинги сотрясают Грузию перед выборами. Только за последнюю неделю в отставку ушли два ключевых министра, арестованы несколько оппозиционеров, в тюрьмах голодают заключенные, на улицах массовые акции протеста. Полиция переведена на усиленный режим.
В понедельник в Тбилиси прошли очередные студенческие митинги. Всю вторую половину дня столица была парализована: более пяти тысяч человек прошли маршем по центру города, перекрывая движение. Молодежь выражала протест против «насилия и несправедливости».
Уже восемь дней грузинское общество не может оправиться от шока, вызванного публикацией видеороликов со сценами издевательств тюремщиков над заключенными в Глданской тюрьме, расположенной недалеко от Тбилиси. Ролики широко разошлись в Сети, а также были продемонстрированы по всем центральным каналам.
— Мы больше не чувствуем, что в нашей стране есть справедливость, — гневно выкрикивает в мегафон хрупкая девушка с короткой стрижкой, стоя на грузовике посреди огромной толпы. — Нам говорили о европейских ценностях и демократии, а оказалось, что это не больше чем слова. Мы оскорблены и унижены. Это наша страна, но в такой стране для нас нет будущего. Мы требуем наказания каждого, кто причастен к издевательствам и насаждению системы пыток, — вскидывает она кулак в сторону министерства обороны, перед которым собралось около пяти тысяч студентов. Нынешний министр обороны Дмитрий Шашкин прежде возглавлял министерство по исполнению наказаний, а его зам Дато Ахалая — родной брат Бачо Ахалая, человека, который проводил реформу пенитенциарной системы.
Собравшись у Тбилисского государственного университета, рассерженная студенческая колонна несколько часов маршировала через весь центр города, вбирая в себя по пути все новые и новые группы митингующих. Колонну возглавляла шеренга молодых людей с огромным плакатом на грузинском и английском языках: «Ваша демократия больна». Позади и другие: «Мы чертовски взбешены», «Система насилует тебя», «Я Грузия, и меня изнасиловали», «Миша пришел с розами, уходит с вениками». Веник сейчас часто можно видеть на улицах: на кадрах из тюрьмы видно, что зэков насиловали не только резиновыми дубинками, но и вениками. Колонна шла прямо по проезжей части, намертво парализуя движение, однако водители не возмущались, длинными гудками выражая поддержку протесту.
— Мы требуем прекратить терроризировать общество, прекратить терроризировать нас, — пытается перекричать гул возмущения девушка на грузовике. Толпа приходит в движение, от которого грузовик начинает раскачиваться. С задних рядов слышится песня «Моя прекрасная страна», народный гимн Грузии, несколько тысяч человек в унисон подхватывают ее. Колонна движется дальше, к министерству юстиции.
— Я буду голосовать против «мишистов», за коалицию Бидзины, — говорит 19-летняя Хатуна, на ней надета голубая майка с символикой «Грузинской мечты», главной оппозиционной правительству силы, которую возглавляет миллиардер Бидзина Иванишвили. — «Мишисты» сделали много хорошего, но им пора уходить. Мы заплатили слишком высокую цену за их реформы.
Хотя вот что интересно: таких как Хатуна здесь очень мало. Акция подчеркнуто аполитична, и большинство студентов, с которыми я общалась, еще не приняло окончательного решения, за кого отдадут свой голос или же собираются испортить свой бюллетень (графы «Против всех» не предусмотрено). У студенческих протестов нет лидеров, организуются они стихийно через социальные сети в интернете, а на самих митингах выступающие говорят только о глубоком унижении всего грузинского народа.
— Мне плевать, какая фамилия у президента, но если его люди мрази, они мне не нужны, — говорит, бледнея, студент Тбилисского университета, 20-летний Дато; видно, что парень не может справиться с волнением. — Если они обращаются с заключенными как с мясом, то значит, они так же относятся и к каждому из нас.
Тюремный скандал нанес катастрафический удар по команде Саакашвили. Если до опубликования видеороликов, по оценкам социологов, популярность «Национального движения», возглавляемого президентом, составляла 65% (против 25% у оппозиционной «Грузинской мечты»), то сейчас, несмотря на все усилия власти реабилитироваться, рейтинг упал как минимум на 10% (оппозиционеры утверждают, что по их данным, до скандала разрыв с партией власти составлял 2% — 43% у «Национального движения» и 41% у «Грузинской мечты»).
А усилия были предприняты колоссальные. На следующий день после скандала в отставку ушел министр по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи, в юрисдикции которого находятся тюрьмы, Хатуна Калмахелидзе, еще через день — министр внутренних дел Бачо Ахалая. Формально МВД не имеет никакого отношения к тюрьмам, это абсолютно разные ведомства, однако именно к Бачо Ахалая у оппозиции больше всего вопросов. Он один из самых доверенных и преданных соратников президента, который долгие годы возглавлял тюрьмы и реализовывал важнейший «проект» команды Саакашвили: выкорчевывал из грузинской земли воров в законе и ломал, мягко говоря, романтический интерес общества к тематике блатной жизни. Борьба с «воровским менталитетом» была решительной, жестокой и бесповоротной. Воров в законе в Грузии больше нет: кто успел — сбежал, оставшиеся 25 человек сидят в особом изоляторе. Известно также, что условия содержания в тюрьмах за последние годы улучшились. Однако Ахалая считают в обществе беспринципным и жестоким опричником режима и часто сравнивают с Малютой Скуратовым. Именно поэтому одно из главных требований последних дней — возбудить уголовное дело против Бачо Ахалая и его команды, расследовать их деятельность и судить.
Неожиданным стало решение Саакашвили о кандидатуре нового министра по исполнению наказаний Георгия Тугуши. Последние три года Тугуши исполнял обязанности омбудсмена, или, как его называют в Грузии, «народного защитника». Каждый год в своих отчетах перед парламентом о состоянии прав человека в Грузии Тугуши указывал, что в тюрьмах процветает насилие, однако его мнение депутаты не воспринимали всерьез.
«Я подумал, если мне дается полный карт-бланш изменить то, что я так долго критиковал, почему бы и нет, — обосновал свое решение корреспонденту «Новой» Георгий Тугуши. — Реформа полиции заслонила собой другие важные силовые ведомства. В тюрьмах остались те, кто работал там много лет. Поэтому и произошел такой сбой. Это провал всей системы. Первое, что я собираюсь делать, это полностью сменить кадровый состав тюремного ведомства. А также создать специальную наблюдательную комиссию, куда войдут матери и отцы заключенных, адвокаты, правозащитники. Комиссия будет контролировать происходящее в тюрьмах, ей будет дан зеленый свет во всем».
За четыре дня после назначения Тугуши на пост министра были арестованы и уволены 150 сотрудников тюрем, большинство заключенных получили длительные свидания с родственниками, в тюрьмы были завезены матрасы, проинспектировано качество питания, готовится масштабная система реформы тюремной медицины.
Однако все эти усилия, которые сейчас предпринимает власть, не сбивают пламя протеста. Власть показывает, что готова виниться: «Мы честно и открыто признаем свои ошибки, готовы их исправлять». И в столь короткие сроки действительно сделала многое. Но 30 секунд пыток, висящих в интернете, перечеркивают все ее усилия.
Саакашвили и его сторонники говорят о предвыборной провокации. «Ролики были записаны в 2011 и в 2012 годах, но обнародовали их только за две недели до выборов, так долго и цинично скрывая факты преступлений, — говорит депутат парламента Георгий Канделаки. — Это выгодно только оппозиции. Но сами-то они кто? Они не только покрывали преступников, но еще и позволили, чтобы система в прежнем режиме работала целый год». А в воскресенье в интернет были выложены видеозаписи, на которых сторонники «Грузинской мечты» пытаются подкупить полицейских. И в тот же день все фигуранты этих роликов были арестованы, среди них якобы и племянник Бидзины Иванишвили. Сам Иванишвили отрицал подобные обвинения, однако в последствии признал этот факт в эфире телеканала «Кавкасиа», назвав своего племянника «несерьезным человеком».
Подобная «предвыборная гонка» вносит сумятицу в души электората, среди которых все больше «неопределившихся». До выборов осталось пять дней.
Источник: www.novayagazeta.ru
26.09.12.