Россия идет на сознательную политическую конфронтацию с Западом, а у Запада больше нет особых резонов сглаживать свои отношения с Россией. В результате наступает если не новая «холодная война», то глобальное похолодание.
И без того резко обострившиеся после возвращения Владимира Путина на пост президента отношения России с Западом усугубились новым политическим скандалом. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который должен был возглавить российскую делегацию на октябрьской сессии ПАСЕ, отказался ехать в Страсбург, заявив, что там его предложения вряд ли будут услышаны. «По мере приближения к открытию сессии Парламентской ассамблеи мы почувствовали, что вряд ли мои стратегические предложения будут услышаны со стороны ряда руководителей Парламентской ассамблеи и ряда руководителей русофобских делегаций», – сказал Нарышкин.
Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, который после отказа Нарышкина возглавит российскую делегацию в Страсбурге, в свою очередь, заявил, что
перевод мониторинга России на уровень комитета министров Совета министров Европы, если решение об этом будет принято, осложнит отношения между Россией и Советом Европы.
В текст резолюции ПАСЕ может быть добавлено требование передать мониторинг выполнения Россией своих обязательств перед СЕ в руки Совета министров Европы, что будет означать более жесткий контроль за исполнением требований Парламентской ассамблеи. По словам Пушкова, повышение уровня мониторинга – беспрецедентный случай. «Такой перевод осложнит сотрудничество между Россией и Советом Европы и будет резко негативно воспринят в Российской Федерации», – сказал Пушков, вслед за Нарышкиным повторив, что такие предложения исходят от «русофобских делегаций». Правда, затем Пушков немного смягчил тон: «Никто ничего бойкотировать не собирается, делегация выезжает в субботу-воскресенье и в полном составе будет присутствовать на заседании Парламентской ассамблеи».
Объективных оснований устраивать политические демарши в обмен на желание ПАСЕ усилить контроль за соблюдением российской властью прав и свобод граждан у России нет. В конце концов, Россия добровольно соглашалась на вступление в Совет Европы и подписывалась под его правилами. Более того, Россия одна из пяти самых крупных стран – членов ПАСЕ, у нее там максимально возможное число постоянных делегатов – 18 человек (члены ПАСЕ назначаются национальными парламентами). При этом нашей стране никто не мешает просто выйти из Совета Европы — не является же членом этой организации Белоруссия, наиболее близкая к России политически европейская страна.
Удивляться или возмущаться попыткам ПАСЕ усилить мониторинг российской власти странно. В России в последние месяцы нескончаемой чередой принимаются откровенно антидемократические законы, ужесточающие правила проведения митингов, приравнивающие оппозиционные неправительственные организации к иностранным агентам, вводящие цензуру в интернете, возвращающие уголовную ответственность за «клевету». Этот
очевидный рост политической реакции внутри России неизбежно приведет и уже привел к росту нашей внешнеполитической конфронтации с западным миром.
На такую конфронтацию уже фактически открыто закладываются в своей внешней политике и Россия, и Запад. Дело не ограничивается взаимными риторическими выпадами. США готовятся утвердить «список Магнитского», делающий невъездными в Штаты ряд российских силовиков и чиновников, причастных к гибели в СИЗО юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского. Россия в ответ запрещает деятельность Агентства США по международному развитию (USAID) за помощь российским неправительственным организациям. Даже относительно лояльно настроенная к России администрация Обамы прямо возлагает на российскую власть ответственность за гражданскую войну в Сирии. А антиамериканизм и антизападная риторика традиционно присутствуют в публичных заявлениях российских властей.
В такой ситуации вслед за глобальным похолоданием при определенных политических раскладах может последовать и новая «холодная война». Сейчас для нее, увы, создались самые благоприятные условия за всю путинскую эпоху.
Российская власть явно делает ставку на закручивание гаек внутри страны и использование Запада в качестве главного врага в пропагандистской риторике. Запад утратил иллюзии относительно возможности демократизации российского режима, которые были порождены приходом на пост президента Дмитрия Медведева. Никаких политических дивидендов США политика «перезагрузки» не принесла, так что Барак Обама вряд ли будет настаивать на ее продолжении, если останется в Белом доме на второй срок.
Россия очевидно политически уходит от Запада все дальше, у Европы и США нет никаких способов повернуть это движение вспять. Вряд ли Россия сможет стать полноценным полюсом конфронтации с западным миром — на это у нее не хватит экономических и военно-политических ресурсов. Но если тренд сохранится, даже наши весьма прохладные отношения с Западом до войны с Грузией вскоре покажутся «медовым месяцем».
Источник: www.gazeta.ru
27.09.12.