Если отныне политический процесс в Грузии станет более открытым, сбалансированным и трезвым, это будет заслуга самих грузин, а не Кремля или Капитолийского холма. Ни деньги Иванишвили, ни ненависть Путина к Саакашвили — не главное: Грузия выбрала перемены. Однако хрупкое послевыборное спокойствие под угрозой: сторонники «Грузинской мечты» атакуют избиркомы, стремясь увеличить результаты коалиции, с тревогой сообщают СМИ.
Неожиданная и безусловная победа Иванишвили на парламентских выборах в Грузии — начало новой эры для Грузии и большой шаг вперед для хрупкой грузинской демократии, пишет испанская El Pais. «Тот факт, что Грузия смогла избрать оппозицию и передать ей власть, — веха в истории стран бывшего СССР. Это событие можно оценить по достоинству, если вспомнить, что на недавних выборах в Белоруссии оппоненты Лукашенко не получили ни одного мандата», — говорится в статье.
Триумф «Грузинской мечты» и признание Михаилом Саакашвили своего поражения — гигантский шаг вперед для грузинской демократии, пишут в статье для The International Herald Tribune Джоб Хеннинг (Center for the Study of the Presidency and Congress, США) и Нино Джапаридзе (кафедра глобальной политики, Университет Джорджа Мейсона). То, что произошло, пойдет на благо практически всем, прежде всего грузинскому народу.
Парламентские выборы 1 октября покончили с политикой запугивания: народ заново самоутвердился. А какую роль сыграли деньги Иванишвили? По мнению авторов, независимое финансирование из-за рубежа было единственным шансом на политические перемены: «Отечественное финансирование политических проектов в Грузии методически наказуется: шантаж, проверки налоговой инспекции, замораживание банковских счетов».
Победа Иванишвили — наилучший оборот дела и для Саакашвили: в оппозиции он великолепно себя чувствует, считают авторы. При этом «разделенные ветви власти — нормальное явление, именно в этом и нуждается Грузия», говорится в статье.
Возрождение демократической политической воли в Грузии — победа и для Соединенных Штатов: «мирная передача власти укрепляет региональную стабильность и становится важным прецедентом».
«И наконец, избрание «Грузинской мечты» — победа даже для российского народа», — пишут авторы. Теперь Путину будет труднее изображать Грузию как врага.
Мультимиллиардер Бидзина Иванишвили становится премьером, а партия Саакашвили уходит в оппозицию — отвергая все упреки в том, что Саакашвили желает оставаться у власти до бесконечности. Однако ближайший год обещает быть непростым, пишет в Die Welt Юлия Смирнова. «В оставшийся период действующий президент может сам предложить парламенту кандидатуру премьера, ведь поправки, превращающие Грузию в парламентскую республику и наделяющие премьер-министра функциями самой влиятельной политической фигуры в стране, вступят в силу только после президентских выборов в 2013 году».
Однако, по заверению влиятельного секретаря Совета национальной безопасности Грузии Гиги Бокерии, действующий президент полностью поддержит кандидатуру премьера, предложенную блоком «Грузинская мечта».
«Между тем уже сейчас Иванишвили показывает свой воинственный нрав, — считает Смирнова. — На проведенной во вторник пресс-конференции он заговорил о досрочных президентских выборах и предложил Саакашвили уйти в отставку во избежание политического кризиса». Бокерия, выступивший в тот же день с официальным обращением, призвал «уважать конституцию» и сказал, что «подобное поведение, скорее всего, вызвано эйфорией от победы на выборах». Сразу после этого Бидзина Иванишвили дезавуировал свои высказывания.
По-прежнему неясной и противоречивой остается политическая программа миллиардера, обещавшего не проводить политических репрессий, разве что «выяснится, что чиновники за время своего нахождения у власти совершали преступления», говорится в статье. Будущему премьеру придется решить дилемму относительно западной интеграции и сближения с Россией, позитивно воспринявшей результаты выборов и готовой к диалогу по российско-грузинским отношениям, продолжает Смирнова. Довольно туманными представляются журналистке и внутриполитические планы Иванишвили.
Олигарх обещал создать в стране «интересный инвестиционный климат» и множество новых рабочих мест, но сейчас безработных 16%, говорится в статье. Что же касается обещанного бесплатного медицинского страхования, то, по словам Иванишвили, эта программа будет реализована даже в случае дефицита бюджетных денег: он готов предоставить свои личные средства.
«Победившая в Грузии коалиция требует пересчета голосов», — сообщает в заголовке The New York Times. «Хрупкое спокойствие, воцарившееся после выборов, было нарушено в четверг, когда празднующие триумф члены коалиции «Грузинская мечта» подвергли сомнению результаты подсчета голосов в дюжине районов в надежде получить дополнительные места в парламенте», — говорится в публикации. В одном городе на западе страны активисты разбили окна и попытались пробраться в здания, где велся подсчет бюллетеней.
Лидер коалиции Бидзина Иванишвили выступил по ТВ с призывом прекратить уличные протесты и ждать изменений посредством законных средств. С аналогичным посылом выступил посол США Ричард Норланд, посетивший мероприятие с участием примерно 3 тыс. человек, призывавших к аннулированию результатов выборов в городе Зугдиди, пишет издание.
Кроме того, у сторонников Иванишвили популярна идея привлечения к ответственности высших чиновников уходящего правительства. «Пусть они предстанут перед судом и ответят на вопросы, — сказал Давид Саганелидзе, руководитель избирательного штаба «Грузинской мечты». — Если они окажутся правы и честны, никто не будет их судить. Они могут говорить открыто. Пусть им народ задает вопросы, а они пусть отвечают».
«У «Грузинской мечты» тяжелая рука — так озаглавлен комментарий в сегодняшней Le Figaro. Сторонники Иванишвили атакуют избирательные комиссии, чтобы увеличить результаты его партии, пишет издание. Начиная со среды инциденты происходят у 20 избирательных комиссий, где коалиция Саакашвили выиграла выборы. «Сценарий везде один и тот же: сторонники «Грузинской мечты», заявляя об обнаружении нарушений со стороны партии власти, атакуют избиркомы, которые еще не подали окончательные результаты, угрожают или физически воздействуют на членов избиркомов, требуя отмены результатов голосования», — пишет автор статьи Изабель Лассер.
Победители предпочли бы избежать сосуществования с сильным главой государства, который не разделяет практически ни одного из их убеждений, отмечает журналистка. Выигравшая команда явно использует угрозы и запугивания, чтобы попытаться нарастить свой результат и достичь квоты в 101 место (из 150), составляющей конституционное большинство и позволяющей сместить президента, считает автор. В ответ на негативную реакцию европейских дипломатов и депутатов Иванишвили призвал своих сторонников прекратить протесты. Услышат ли они его?
Западные журналисты ухватились за соблазнительную версию о возрождении российского влияния в Грузии после победы «Грузинской мечты» на выборах, замечает обозреватель The Independent Марта Форести. «Да, Путин — союзник нового грузинского лидера, но передача власти в Грузии — отнюдь не возврат к холодной войне», — пишет она, рекомендуя не фокусироваться чрезмерно на роли России. Результаты парламентских выборов не столь уж неожиданны: хоть Саакашвили и казался непобедимым, многие граждане Грузии устали от его авторитарного стиля и жаждут перемен.
Иванишвили — далеко не первый, кто бросил вызов Саакашвили, но прежде оппозиционные партии были слабы и не имели четкой идеологии и последовательной политической программы. «А главное, у них было туго с деньгами, в то время как ЕНД пользовалась большой финансовой, а также политической поддержкой из США», — пишет автор.
Однако для Иванишвили деньги не проблема: он банкир. Ему легко достучаться до электората за пределами Тбилиси: он родом из села. Наладить отношения с Россией тоже нетрудно: «Иванишвили хорошо ладит с Кремлем и вернет Грузию в коммунистическое прошлое, если верить его оппонентам», — говорится в статье.
При всем при том мнение западных наблюдателей, будто на Кавказе возрождается СССР, — лишь фантазия, уверена Форести. В Грузии сильны антироссийские настроения, указывает она, и Иванишвили заверил, что возьмет курс на членство в ЕС и НАТО. Но важные коммерческие вопросы в грузино-российских отношениях решить необходимо.
«Грузия — не единственная европейская страна, которой в ближайшие годы потребуется, возможно, больше российских друзей», — сказано в статье. Но, если политический процесс в Грузии станет более открытым, сбалансированным и трезвым, это будет заслуга самих грузин, а не Кремля или Капитолийского холма.
Источник: inopressa.ru
05.10.12.