После заседания Совбеза во главе с президентом Путиным вечером в пятницу российские власти, наконец, перестали отрицать, что не знают природу груза, изъятого турками с борта сирийского А-320, который летел прямым рейсом из «Внуково» в Дамаск, но был вынужденно посажен в Анкаре в среду.
По словам Сергея Лаврова, это было «электротехническое оборудование для РЛС двойного назначения», но не «оружие». По версии Лаврова, «на самолете находился груз, который легальный российский поставщик направлял легальным способом легальному заказчику», и что грузовые документы были оформлены правильно. От турок Лавров потребовал объяснений и «возврата груза». До этого российский МИД вместо того, чтобы заглянуть в эти «правильные» документы, почему-то требовал от турок «сведений о грузе», а в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) и Рособоронэкспорте отрицали, что знают вообще что-либо. То, что ФСВТС, которое отвечает за экспортный контроль в области ВТС (оборудования двойного назначения в том числе), ничего не знало — вызывает изумление. Возможно, сделку курировали впрямую спецслужбы, дружественные сирийским коллегам.
Лавров повторил слово «легально» в одной короткой фразе три раза, что указывает на неуверенность. Везти в зону ожесточенных боевых действий регулярным пассажирским рейсом военные материалы (речь идет, похоже, о комплектующих и оборудовании для систем ПВО) через суверенную территорию Турции, которая подобные поставки запрещает, было неумно. Международное право однозначно разрешает в подобных обстоятельствах требовать досмотра. Впрочем, самолет был сирийский, как, очевидно, и груз. Его конфискация — прежде всего проблема сирийских властей и военных, которые так глупо попались. Непонятно, почему возврата груза требует Лавров, утверждая, что это российская собственность. Российских боевых частей ПВО, которые могли бы применить конфискованное, на территории Сирии сегодня официально вроде нет.
В Сирии идет ожесточенная и кровопролитная гражданская война. Правящий режим опирается на национально-религиозные меньшинства и не в состоянии до конца подавить сопротивление повстанцев даже в крупнейших городах страны — Дамаске и Алеппо. Повстанцы получают оружие и помощь из-за границы, но у них нет авиации и мало тяжелого оружия. Именно благодаря огневому превосходству и артиллерийско-бомбовым ударам, в том числе по населенным пунктам, режиму президента Башара Асада удается пока удерживать шаткое равновесие, когда ни одна из сторон не может одолеть другую.
Для продолжения бойни режим должен поддерживать боеспособность систем вооружения советско-российского образца, для чего нужен постоянный подвоз запасных частей и комплектующих. Турецкие источники утверждают, что знали об использовании регулярных сирийских пассажирских рейсов в качестве канала экстренного подвоза необходимого.
В Турции также утверждают, что наводка на рейс 10 октября пришла из США. Узнали американцы об интересной посылке от агента в Москве, или в Дамаске, или путем перехвата электронных сообщений и телефонных переговоров — неизвестно. Сирийские и российские спецслужбы проведут, конечно, расследование, но в условиях царящей в Москве коррупции и хаоса в Дамаске добиться реального результата, а не просто кого-то схватить для отчета — будет непросто.
В любом случае, турки действовали уверенно и рисково, подняв на перехват A-320 два истребителя F-16. Если бы сирийский пилот отказался сажать борт по приказу турецких диспетчеров, принудительная посадка со стрельбой могла закончиться катастрофой. А так и самолет, и всех 35 пассажиров, из которых у 17 были российские паспорта, отпустили в Дамаск после продолжительного обыска и конфискации груза. Кстати, данный Airbus был практически пуст, что косвенно указывает на «двойное назначение» не только груза, но и рейса. Конфискованное оборудование турки «изучают», но без американской помощи вряд ли справятся.
Для премьера Эрдогана важно, чтобы сирийский режим рухнул побыстрее, без полномасштабного турецкого вторжения, так что давление на Россию будет нарастать.
Через Босфор вывозится основная масса российского тяжелого оружия и боеприпасов в Алжир, другие арабские страны, в Индию, что дает Турции возможность устраивать обыски, проверки и задержки. Впрочем, конфискованный груз, наверное, могут вернуть, но в обмен на гарантии отказа от поддержки сирийского режима и полного эмбарго на поставки военной техники и комплектующих.
13.10.12.