Похоже, Следственный комитет начал «охоту за головами»
Координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, в квартире которого закончился обыск, доставили на допрос в Следственный комитет. «Это произвол и провокация, и я надеюсь, общество не будет молчать и отреагирует», — кратко прокомментировал происходящее сам Удальцов, когда его вели в полицейский автобус.
Напомним, утром в среду стало известно, что против координатора «Левого фронта» возбуждено уголовное дело. Об этом заявил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Дело возбуждено после проверки фактов, изложенных в фильме НТВ «Анатомия протеста – 2», по ч. 1 ст. 30. «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и ч. 1 ст. 212. «Массовые беспорядки». Наказание по этим статьям – от четырех до десяти лет лишение свободы.
Тем же утром, 17 октября, следователи провели обыск в квартире Сергея Удальцова, в квартире его родителей, а также в квартирах двух других фигурантов дела – Константина Лебедева и Леонида Развозжаева.
По окончанию обыска бойцы спецназа МВД вывели оппозиционера Сергея Удальцова из квартиры и на микроавтобусе повезли на допрос в Следственный комитет.
По версии следствия, фигуранты дела в июне 2012 года встречались в Минске с председателем парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе и консулом Грузии в Молдавии Михаилом Иашвили. Встреча была заснята скрытой камерой и показана в «Анатомии протеста – 2». Как утверждают создатели фильма, беглый олигарх и экс-президент «Банка Москвы» Андрей Бородин выразил готовность выделить крупную сумму денег на поддержку оппозиции в РФ. Посредником в организации канала финансирования выступил Гиви Таргамадзе, а исполнителями плана активизации протеста в России – Удальцов и националисты.
По словам господина Маркина, в результате фоноскопической экспертизы «установлено, что голос, в том числе имеющийся в сюжетах, снятых скрытой камерой видеонаблюдения в фильме «Анатомия протеста – 2», принадлежит Удальцову, а встреча, фрагменты которой показаны в фильме, происходила во второй половине июня 2012 г. в жилом помещении в столице Республики Беларусь Минске».
Следователи обещают проверить и информацию, что участники встречи могли готовить теракты в России: «В случае если эта информация найдет свое подтверждение, ей будет дана соответствующая правовая оценка и юридическая квалификация действий С. Удальцова и других его собеседников, в том числе и граждан Грузии», – заявил Маркин.
«Хотел бы обратить внимание тех, кто посчитал, что в нашей стране можно абсолютно безнаказанно заниматься организацией массовых беспорядков, планировать и готовить теракты и другие действия, которые угрожают жизни и здоровью россиян: вы недооцениваете профессионализм российских спецслужб и плохо знакомы с российским законодательством, в частности, с Уголовным кодексом РФ, который предусматривает за подобные деяния наказание вплоть до пожизненного лишения свободы», – заключил представитель СКР.
Симптоматично, что уголовное дело против Удальцова возникло сразу после проведения единого дня голосования 14 октября (фильм «Анатомия протеста – 2», напомним, был показан 5 октября). Возможно, удовлетворительные результаты, которые показала на выборах «Единая Россия», убедили власти, что протест выдохся и теперь можно всерьез почистить оппозицию. Означает ли это, что на наших глазах начинает понемногу разворачиваться путинский – смягченный – вариант 1937 года?
«С точки юридической зрения, у уголовного дела нет судебной перспективы», – уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
– Строго говоря, в деле отсутствует сам факт массовых беспорядков, а противоправными были, скорее, действия сотрудников полиции, – говорит Делягин. – Если вернуться к событиям 6 мая, Удальцов, действительно, начал сажать демонстрантов на землю перед оцеплением ОМОНа, и это была несусветная глупость с бытовой точки зрения. Но совершенно ясно и другое: человек, сидящий на земле, физически не может эффективно нападать на омоновца. Кроме того, до 19.30 – официального времени завершения митинга – его участники могли делать что угодно, лишь бы эти действия не оскорбляли общественную нравственность. Понятно, что человек, сидящий на земле, вызывает некоторые вопросы, но нравственности никак не оскорбляет.
Есть еще момент. Возбуждение уголовного дела на основе видеосъемок скрытой камерой заранее обречено на неудачу. Кадры, продемонстрированные в «Анатомии протеста – 2», скорее всего, сделаны без разрешения суда. Я делаю такой вывод, потому что скрытая съемка, которая ведется законно, обычно более высокого качества. Если так – съемка НТВ является ненадлежащим доказательством, которое суд не имеет право рассматривать.
Но это – в теории. На практике, наши суды – Басманный и Хамовнический – могут вынести практически любое решение на основе «флэшечного права».
Тем не менее, я считаю, сейчас власть пытается не посадить Сергея Удальцова, а запугать рядовых участников протеста. Нам как бы показывают: известных оппозиционеров, людей с именами – оставим на свободе, рядовых – будем сажать. Причем, чем более известен оппозиционер, тем в большей он безопасности. Посмотрите: к Алексею Навальному сегодня претензий нет, а Ксении Собчак даже вернули конфискованные деньги, что в практике правоохранительных органов случается крайне редко… Масла в огонь добавляет то обстоятельство, что представители правоохранительной системы из всей российской истории, похоже, изучили только 1937 год…
«СП»: — Оппозиция может что-то противопоставить новой волне репрессий?
– Оппозиция сегодня раздроблена, и выборы в Координационный совет оппозиции демонстрируют, что либералы не станут защищать чужих. Не исключаю, что сейчас Удальцова будут, напротив, подставлять, чтобы ослабить его позиции во внутренней конкурентной борьбе вождей оппозиции. Чтобы левый Удальцов не стал фигурой, равной либералам – «великой» Собчак или «великому» Навальному. Боюсь, в этой ситуации Сергею не стоит рассчитывать на их помощь…
«Власть, которая в декабре 2011 года была напугана массовыми акциями протеста, сейчас пытается перейти в контрнаступление», – считает полковник запаса, бывший депутат Госдумы (третьего и четвертого созывов) Виктор Алкснис.
– Акции протеста пошли на убыль, поскольку протестующие убедились, что их действия не приводят к политическим изменениям, – говорит Алкснис. – И власть воспользовалась ситуацией, чтобы сбить градус недовольства проведением «недорепрессий». Я не верю, что в России возможно повторение 1937 года. Но в том, что ключевые фигуры, причастные к организациям акций протеста, будут поставлены в трудное положение – сомнений нет. Это подтверждают инциденты с Гудковым-старшим, Собчак, Навальным, а теперь – с Удальцовым. Удивляться такой реакции не стоит.
Мне кажется, лидеры новой оппозиции сами подставились, переоценили свои возможности и степень своего влияния. У многих из них зимой появилась иллюзии, что они превратились в небожителей и степень их влияния на общество такова, что никто не посмеет их тронуть. Это было их серьезной ошибкой. Возможности власти и оппозиции несопоставимы. И вот итог: власть нанесла удар, используя, в том числе, возможности спецслужб. Оппозиционером не стоило забывать, что они реально являются противниками власти. Рассчитывать при таком раскладе, что люди из Кремля будут молча отступать и сдаваться – наивность…
Думаю, оппозиция бессильна что-либо противопоставить власти в нынешней ситуации. У протестующих нет яркого, единственного лидера, который смог бы привлечь на свою сторону активную часть населения. Нет и идеологии, за которой эти активные граждане пошли бы. Скажем, в Координационном совете оппозиции главную роль играют либералы, в то время как выборы в Химках показали, что за либералов – за Чирикову – проголосовали лишь 20% избирателей. Получается, совет выражает интересы лишь части оппозиции, причем не самой большой.
Есть еще проблема. Среди оппозиционеров крайне мало людей, которые не боятся пострадать за свои идеалы, пойти на самопожертвование. Я не верю, например, что они реально готовы за убеждения сесть в тюрьму – в отличие от народовольцев, большевиков, эсеров, которые были в России 100 лет назад. Нынешняя оппозиция к этому не готова, и это ее ослабляет в глазах общества…
«Оппозиция должна осознать бесперспективность тактики, которой она держалась до сих пор», – уверен председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
– Митинги и выходы на улицу с неполитическими требованиями – бессмысленны, – считает Джемаль. – Например, бессмысленно требовать честные выборы, поскольку выборы не имеют отношения к реальному политическому процессу. Оппозиция должна формулировать задачи в политическом и идеологическом контексте, а для этого надо отказаться от таких инструментов, как Координационный совет.
Нужно, на мой взгляд, переходить к созданию реальных Советов на местах. Эти Советы понадобятся, когда обвалится экономическая ситуация – а это, я считаю, случится довольно скоро. Как только в регионах почувствуют резкое сокращение финансовой и экономической базы, реакция населения будет совершенно иной, чем сейчас. А то, что делалось оппозицией до сих пор, делалось по наводке либералов, чтобы убрать протест с улиц. В этом я твердо убежден.
«СП»: – Как будет развиваться ситуация с уголовным делом Удальцова?
– Не исключаю, что против Удальцова могут применить очень жесткие меры подавления – прежде всего, для запугивания его окружения. С другой стороны, Сергей Удальцов – наиболее подходящая фигура, чтобы стать жертвенным символом нелиберального протеста…
Во второй половине дня адвокат Виолетта Волкова в своем twitter сообщила, что помощник координатора Левого фронта Сергея Удальцова Константин Лебедев задержан. «Мотивы задержания Лебедева: очевидцы прямо указывают на него, как на лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст.1, ст.30, ст.212 УК РФ («Приготовление к преступлению и покушение на преступление» — ред.), — говорится в сообщении адвоката. Волкова также добавила, что «после задержания Лебедева нет сомнений, что Удальцов также будет задержан».
Источник: svpressa.ru
17.10.12.